Песнями о семечках, о большом воздушном шаре и о тысяче дорог, весёлыми танцами ансамбля танца «Радуга», ансамбля песни и пляски «Казаки России», детской студии изобразительного искусства «Родничок», народного коллектива «Хор русской песни» и других исполнителей 20 декабря торжественно открылся обновленный Городской Дворец культуры (ГДвК, бывший ДК Машиностроителей), как и предсказывал «Горком36».
Заметно волнуясь, директор ГДвК Роман Мамедов встречал прибывающих гостей на входе и провожал их в просторный светлый холл. А затем приглашал в обновлённый концертный зал, который стал настоящей жемчужиной дворца.
Реконструированный ГДвК стал продуктом совместных усилий многих и многих людей. После благодарственных слов всем архитекторам, проектировщикам, строителям, принимавшим участие в этой масштабной реновации, руководитель городского управления культуры Андрей Харитонов заявил:
– Мы и команда Городского Дворца культуры уже работаем над поиском новых форм работы дворца, чтобы он становился зоной не только культурной жизни, но и отдыха, и новых знаний, местом проведения новых мероприятий для всех категорий населения всех возрастных групп. Без выходных. Может быть, в дальнейшем – в каком-то круглосуточном формате. И, конечно, не только для тех людей, которые живут вокруг, а и для жителей всего нашего города и гостей.
– Большое и знаковое событие для нашего города. Воронеж получил современный культурный центр. А сценарий его развития будет только наполняться и становиться богаче и современней, – поддержал главу городской культуры руководитель Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области Андрей Еренков. – Когда полтора года назад мы затевали процесс, который будет посвящён новой жизни Дворцов и Домов культуры и в Воронеже, и во всей России, мы и представить себе не могли, что уже так быстро один из проектов обретёт настоящую, полноценную жизнь и подарит нашему городу, по сути, новый Дворец культуры.
Он рассказал, как всё начиналось с открытой городской конференции, на которую позвали много воронежцев и где впервые говорили о том, что у городов, у Воронежа в частности, есть огромный нереализованный потенциал. Это Дома культуры, которые ждут своих гостей ежедневно в центре города. Но, по понятным причинам, не все из них отвечают современным запросам, не все из них пригодны для работы. Для разговора пригласили модераторов, исследователей, архитекторов, друзей из Голландии – Алексея Боева и Дарью Наугольнову, которые вернулись в Воронеж, на свою малую родину для того, чтобы поделиться своими знаниями. Около 10 лет они живут и практикуют в Голландии.
Затем сами архитекторы, авторы проекта реконструкции Городского Дворца культуры Дарья Наугольнова, основатель бюро DVN (Нидерланды), преподаватель магистратуры Архитектурной академии Амстердама, и Алексей Боев, архитектор бюро Neutelings Riedijk (Нидерланды), выступили с презентацией своей работы.
Архитекторы рассказали, что здание ГДвК – это только часть их по-настоящему большого исследования «Идентичность в типовом». Цель их исследования – изучение системы Дворцов культуры, которые есть в каждом населённом пункте России.
Раньше любой Дворец культуры был самым прогрессивным местом района. К сожалению, сегодня дворцы функционируют не в своём оригинальном виде. На сегодняшний день основные потребители услуг ДК – это дети до 18 и люди старше 60. При этом есть огромный спрос на креативные пространства для молодёжи, которой кроме торговых центров пойти, по большому счёту, некуда. А современный ДК может охватить все слои населения, всех возрастов и решить множество социальных проблем. Таких, как отток молодёжи из небольших городов, как сохранение и развитие региональной идентичности, как возможность для студентов тестировать свои компетенции, как возможность молодых мам посещать лекции, работать в пешей доступности от дома, как создание локальных профессиональных сообществ развития малого бизнеса и так далее.
Отвлекусь немного от праздничных фанфар и помяну плачевную судьбу, для примера, двух подобных зданий Воронежа – Дворца культуры им. Кирова и «Электроника». Сейчас они не функционируют. Возле ДК Кирова я прожил большую часть своей жизни. В детстве посещал здесь кружки и студии, смотрел фильмы и спектакли, ходил на ёлку. Позже бывал на познавательных лекциях и творческих вечерах. Голосовал на выборах. Между прочим, заслуженный артист России Сергей Селин, например, более известный нам как лейтенант милиции Анатолий Дукалис, начинал свою театральную деятельность с народного театра, работавшего в стенах ДК Кирова. Дворец несколько лет уже не работает. Двери заперты наглухо. Он находится в плачевном состоянии, ветшает и осыпается. Больно смотреть.
В ДК «Электроника» мне удалось, к примеру, встретиться на творческом вечере с Леонидом Ярмольником, насладиться спектаклями знаменитого театра «Ленком» с неповторимым Евгением Леоновым и даже на всю жизнь запомнить единственный в Воронеже концерт Виктора Цоя. Некоторое время назад я даже пытался пробить идею переименования безликой «Электроники» в ДК имени Цоя, что было бы вполне оправданно. Так и в нашем городе была бы отмечена уважительная память вечно «живущего» культового музыканта…
Многие ДК, к сожалению, сегодня находятся на грани вымирания. Огромное их количество исчезло за последние годы. Хочется верить, что такая участь не постигнет Дворцы культуры им. Кирова и «Электроника». Кроме того, что некоторые из подобных находятся в частной собственности, проблема ещё и в нехватке средств на их содержание. И дальнейшая гарантия существования этой уникальной для всего мира системы – это их самоокупаемость. Они должны уметь выживать, даже если от них отказывается предприятие.
По задумке наших голландских архитекторов, для этого таким ДК нужно пересмотреть свою эксплуатацию, свою архитектуру, потому что очень многие из них имеют старомодную планировку и используются крайне неэффективно. Их эффективность можно увеличить в разы. Нужно добавить функции, которые привлекут людей платёжеспособных, то есть людей трудоспособного возраста и молодёжь.
Так, в 2018 году итогом образовательного мероприятия “Осенняя школа” с участием Алексея Боева и Дарьи Наугольновой на открытой городской конференции “ДК ждут перемен” стали предложения по функциональному перепрограммированию всех трёх вышеназванных Дворцов культуры Воронежа в соответствии с современными тенденциями. На конференции была протестирована идея о том, что все эти здания могут быть прекрасно адаптированы под новые современные функции. После публичной презентации повезло Городскому Дворцу культуры. Именно он получил финансирование на реализацию проекта.
После этого архитекторы получили грант в Нидерландах на тему «Создание устойчивого общества посредством дизайна». И их всероссийское исследование типологии российских Дворцов культуры под названием «Идентичность в типовом» как раз подошло к этой теме. Проект презентовали в посольстве Нидерландов в Москве. Затем объездили много российских городов, где исследовали здания Дворцов культуры. Проект презентовали на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, на Дальневосточном. Им уже заинтересовались в Якутии, где тоже захотели проводить свой региональный анализ этой системы.
Что касается воронежского Городского Дворца культуры, то, по словам архитектора Алексея Боева, он представляет собой уникальный пример советского модернизма. Раньше ДК принадлежал четырём заводам. И его во время реконструкции попытались сохранить в первозданном виде, но при этом добавить какие-то современные архитектурные и дизайнерские приёмы. ГДвК обладает третьей по величине (после Театра оперы и балета и Воронежского концертного зала) крупной площадкой города. Здесь есть уникальный пример для всей России – «Музей забытой музыки».
Главной задачей российско-голландских архитекторов стало сделать ДК живым, современным, культурным центром. Для этого на первом этаже убрали все лишние перегородки, чтобы расширить пространство. Сделали кафе, где в углу раньше был лишь маленький буфетик. Перенесли на фасад «Музей забытой музыки». Сделали всё максимально просто и прозрачно. Наконец, преобразили главный концертный зал.
На втором этаже планируется создать новую, современную библиотеку, новый лекционный зал и коворкинг. Хотят максимально увеличить количество танцевальных классов.
На третьем этаже планируется создание зон для молодых мам, где они могут оставить своего ребёнка и позаниматься какими-то своими важными делами.
Авторы проекта намерены также разработать современный веб-сайт, на котором люди легко могут смотреть, какие пространства доступны в данный момент. ДК должен заработать на все 100%.
Сейчас проект реализован пока только на первом этаже и в концертном зале. При выделении средств по смете порядка 40 млн рублей будут продолжаться преобразования второго, третьего этажей, а также прилегающей территории с парком, детской, спортивной площадками, площадью для мероприятий на открытом воздухе, парковкой и озеленением.
Всё ещё продолжая волноваться, директор ГДвК Роман Мамедов торжественно произнёс:
– С этого момента наши двери открыты. Приходите, все наши гости, все наши зрители. Дворец начинает свою работу! Дорогие друзья, ещё раз призываю вас, даже несмотря на то, что виадук закрыт на ремонт, приходите, приезжайте сюда, потому что мы сделали этот дворец и мы существуем только для того, чтобы нести вам, нашим уважаемым зрителям, радость, творчество и красоту.