2024-04-25

Роман Мамедов – о руководстве воронежскими домами культуры после увлечения рок-н-роллом

Роман Мамедов – о руководстве воронежскими домами культуры после увлечения рок-н-роллом
В нашей современности термин «самодеятельность» иногда употребляется в отрицательном контексте, как нечто «местечковое», а про людей, которые работают в клубах и библиотеках, возглавляют кружки, некоторые склонны думать, что им не хватило таланта взять более высокие карьерные вершины. «Горком36» решил рассказать читателям о самородках и энтузиастах, занятых в сфере культуры Воронежа – не менее интересных, чем знаменитые «звезды».

Роман Мамедов – директор библиотеки искусств им. А.С. Пушкина, в прошлом директор Городского дворца культуры, домов культуры в Придонском и Подгорном. Он мог стать рок-звездой или блистать на оперной сцене, но посвятил себя городской культуре.

«Куда я попал?»

Микрорайон Подгорное вошел в городскую черту лишь в 2011 году, примкнув к Коминтерновскому району. А в 2004-м, когда Романа Сабировича поставили главой местного дома культуры, Подгорное было селом, хранившем богатое советское прошлое: с колхозным образованием, с весовой на месте теперешнего супермаркета… А дом культуры такой, что без слез не взглянешь.

Полуразрушенное здание, отапливаемое углем. Территория без забора и асфальта. Гора мусора на заднем дворе и развалины туалета. А внутри – выцветшие зеленые стены напополам с «потрескавшейся» известью и тронутый старостью и сыростью деревянный пол. Нога новоиспеченного директора, едва он успел войти, тут же в этот пол провалилась, образовав под собой дыру.

DSC04678.jpg

– Первая мысль, конечно: «Куда я попал?» (смеется). Но глаза боятся, а руки делают. Сначала вывезли мусор с территории, а, чтобы снова не захламляли, пошел на маленькую хитрость: плакат сделал: «Не мусорить. Штраф 1 тыс. рублей». Огромные по тем временам деньги! Больше никто ничего не бросал, – говорит Роман Мамедов.

2004-й год – время системных изменений в культуре: сельские ДК переводили в городское ведомство, была запущена переаттестация кадров. Мамедов, получив профессиональное образование при управлении культуры, в культуру «попал» не сразу – до 2004 года работал в ресторанном бизнесе, где прошел, что называется, «полный цикл»: от бармена до управляющего. В Подгорное его взяли сразу директором – по назначению руководителя управления культуры г. Воронежа (1990-2016 гг.) Ивана Чухнова.

– Еще был вариант: пойти замдиректора в клуб «Октябрь». Но я решил, что быть директором, пусть и в таком маленьком доме культуры, гораздо престижнее. Мне было 29 лет, и, если честно, я тогда вовсе не думал, что надо что-то возрождать, что-то ремонтировать, мне просто льстило, что буду директором, – рассказывает Роман. – К тому же я – человек творческий: три курса училища Ростроповичей за плечами (не окончил – И.Л.), драматический опыт, был создателем нескольких рок-коллективов, вокалом занимался. Не понимал я ничего в реконструкции, но мог дать этому месту творческое наполнение.

DSC04685.jpg

Поле непаханое

И дом культуры не пустовал. Ребятам предложили занятия пением, танцами, физкультурой, декоративно-прикладным и художественным творчеством. Постоянно организовывали конкурсы, концерты и фестивали.

– Как же мне повезло с командой! – восклицает Мамедов. – А мой зам, нынешний директор Татьяна Княжева, всегда умела справиться с моей ленью, когда ее проявлял (улыбается).

Татьяна Юрьевна отрицает, говорит, что работали все на совесть, а иначе было нельзя, ведь культурная жизнь тогда на селе – как поле непаханое. Нет, конечно, и кружки работали, и концерты были, но населению, детям особенно, важно приходить туда, где интересно. Перед работниками стояла амбициозная задача – сделать культурную жизнь разнообразной и привлекательной.

DSC04683.jpg

И вот при Романе Сабировиче в Подгорном создается вокальный ансамбль «Золотая околица», получивший с годами звание образцового, а две исполнительницы – Мария Рубцова и Надежда Бакулева – входят в «Золотой фонд Воронежской области».

Дом культуры жил тогда «на подножном корме» – экс-директор вкладывает в это выражение зарождение культуры оказания спонсорской помощи и благотворительности. С местными магазинами удалось договориться о призах, которые они предоставляли лауреатам фестивалей и победителям конкурсов. Депутаты тоже, увидев активную культурную жизнь, стали помогать. С их поддержкой удалось обновить техническое оборудование, инструментальную базу, прикупить мебель…

Татьяна Юрьевна приносит гитару – один из первых инструментов, взятых домом культуры на баланс при Романе Сабировиче. Даже инвентаризационный номер сохранился. Мамедов перебирает струны и говорит: «Да, раньше плохих не делали». Будучи директором, творчество не оставлял – не хотелось. Был вокалистом в организованной здесь рок-группе и бессменным Дедом Морозом. Вот и теперь ностальгия «выливается» в песню. Кстати, собственного сочинения.

При нем же учреждение перестали топить углем и дровами: перешли на электрические котлы. Но из-за этого надобность в кочегарах отпала, и начинающий директор озадачился переформатированием ставок, стал осознавать все трудности руководящей работы.

– Когда ты директор, нельзя быть всегда мягким человеком. Это не получится. Где-то надо твердость проявить, а где-то человеколюбие. По большому счету передо мной, как перед руководителем, всегда стоит только одна задача – достижение результата. И я должен так настроить механизм работы учреждения, чтобы оно, как часы, работало, каждый винтик запускал следующий, – говорит Роман.

По чуть-чуть Роман Сабирович стал разбираться в тонкостях управления персоналом, бухгалтерских вопросах и, как сам говорит, «стал заведовать клубным хозяйством», имея в виду контроль над работой розеток, системой энергоснабжения, ремонтными процессами и пр.

– Если этим не заниматься, все это очень быстро приходит в негодность, – говорит он.

Другая дорога

– Дома культуры очень нужны людям. Считаю, что думать иначе опасно, так как если ребенок не будет иметь возможности реализовать себя в творчестве, он пойдет по другому пути, может совершать какие-то противоправные действия, стать преступником. Дома культуры нейтрализуют эти наклонности. Здесь дети находят себе занятия по интересам, увлекаются. Даже если у них нет особых способностей, но они хотят петь или танцевать, их в домах культуры всегда примут. Это же места, где детей ждут, – рассуждает, пока едем дальше, Мамедов. – А вот таким домам культуры, удаленным от областного центра, труднее других работать. И вон как у них все здорово устроено! Небо и земля в сравнении с тем, как было, когда я тут директором был. Может, вы думаете: «Что он их нахваливает. Ничего же особенного». Но я-то знаю, сколько в это труда вложено. И, знаете, очень обидно, когда говорят, что дома культуры не нужны, что там детям скучно. Всегда в таких случаях обращаюсь к статистике, спрашиваю: «А вы были там?» Нет? А что же тогда наговариваете!

Пока едем в дом культуры «Придонской» – второе место директорства Мамедова, ностальгические сюжеты так и возникают. К примеру, вспомнился случай, как в клуб вбежал татуированный мужчина и басом спросил: «Что тут происходит?» А, когда узнал, что это детский концерт, подарил ребятам ящик шоколада. Пошутили про шкаф в бывшей кинобудке, где теперь проходят занятия по декоративно-прикладному искусству: раритетный, статный, да и не выбросить – приняли «списанное» наследство от управления культуры.

DSC04692.jpg

В 2005-м пристанище в доме культуры пытались найти себе даже свидетели Иеговы – едва ли не каждый день ходили, просились, но собираться им там не разрешили даже за арендную плату. «Перед Богом же отвечать» – поясняет собеседник. Проезжая мимо церкви Спаса Преображения, недалеко от клубного формирования, уже в который раз вспоминается «Тимофеич» – при Романе Сабировиче кочегаром был, при новом директоре электриком. В день нашего визита экс-директор узнал, что Тимофеича не стало. Крестится. «Хороший был мужик», говорит…

«Сделать так, чтобы не переделывать»

DSC04698.jpg

Микрорайон Придонской – место, где все делается для людей, и это стало одной из причин для перехода Романа Мамедова на новое место работы. В дом культуры «Придонской» он устроился в 2008 году и проработал на посту директора десять лет. Как он говорит, это «развязало ему руки, дало больше свободы», ведь здание принадлежало городу, и легче было работать по вопросам ремонта и реконструкции – в плане согласования на проведение работ. В те же годы он получает высшее образование (2010-2015 гг.) в Тамбовском государственном университете по специальности «Управление и менеджмент в сфере социально-культурной деятельности».

– Работать в учреждении, которое принадлежит городу – это другие возможности, – поясняет он. – А от того, как дом культуры выглядит, насколько комфортно находиться в нем, зависит то, как охотно приходит туда население.

DSC04789.jpg

Первым делом Мамедов принялся за разбитую до основания лестницу, ведущую ко входу в учреждение. Он задумал ее как нетривиальную авансцену – импровизированную площадку для проведения уличных мероприятий. Так и вышло: уличные концерты привлекли внимание жителей к деятельности клуба. Да еще как! Массовые события по сей день собирают не менее трех тысяч человек, и как-то раз по телевидению показали площадь дома культуры «Придонской», назвав ее центральной площадью Ленина.

– Прежде чем плитку положить, надо было, чтобы фундамент устоялся в течение трех дней. Мне подрядчик говорит: «Давай сразу, я на даче положил, все нормально». Нет, старался все сделать по технологии, изучил все специально. Я ведь не строитель, но разобраться обязан. Как же иначе? Моя позиция такая, что с первого раза надо делать так, чтобы потом не переделывать, – говорит Мамедов. – Вот и посмотрите: ни одна же плиточка не «просела». Опять же спонсоров стал привлекать. Хорошие отношения сложились с Андреем Соболевым из ДСК, знаю, что по-прежнему за братским захоронением здесь ухаживает. А при мне случилась тут коммунальная авария – визуально не видно, а напор воды скачет. Дал нам бригаду на целую неделю, прорыв искали, пока не нашли – до победного. Надо же неравнодушным к культуре быть, чтобы на семь дней оторвать от текущей работы свою бригаду. Везет мне по жизни: много хороших людей встречаю.

DSC04730.jpg

Вокруг много зелени, и застройка не такая плотная, как в «очаге» мегаполиса. Отчего-то кажется, что жизнь здесь никуда не торопится. Шелест листьев успокаивает, голоса становятся тише и спокойнее, и, как будто, прошлое тут соприкасается с настоящим.

При Романе Сабировиче состоялась масштабная модернизация дома культуры: был утеплен короедом фасад, сделана крыша и отремонтирован концертный зал, установлены фонари и рекламные щиты, усовершенствована материально-техническая база. Многое и сейчас, как было при нем. Разве что по соседству расположился спортивный комплекс – на месте бесхозного сквера, который сотрудникам ДК приходилось убирать во время субботников в качестве общественной нагрузки; и первая в городе модельная библиотека им. Василия Пескова. На ее месте, кстати, были развалины, и Мамедов забрал их на баланс своего ДК, так как это было единственным шансом сохранить здание. Позже помещение отдали под библиотеку.

DSC04749.jpg

Внутри ДК тоже, как прежде, но только на первый взгляд. Нынешний директор Ирина Кокорева умеет навести уют, и говорит, что все тут работает для населения – а приходят к ним, как дети, так и люди работающие, активно функционируют творческие направления для населения «серебряного» возраста. И тут, конечно, как, пожалуй, и в любом учреждении культуры, много энтузиастов: удивляют разнообразными программами, создают онлайн-контент, работают сверхурочно. Чего не хватает – из дома несут.

– Уже традиция: с директора по дивану (смеется)! В концертном зале диван из квартиры Романа Сабировича, на этаже – мой. Если мебель хорошая, то почему бы ей применение не найти?! – говорит Ирина Кокорева. – Ну, что сказать: второй дом, любим мы свою работу.

Диван из квартиры Мамедова в доме культуры Придонской.jpg

«Мама учила меня действовать»

Проект реконструкции Городского дворца культуры (ГДвК), куда Роман Сабирович был назначен в 2018 году, пожалуй, самый масштабный в его опыте. Он делал его с мечтой о результате: «Все дети «девятки» будут здесь» (ГДвК находится на ул. 9 января – И.Л.). Здесь проведены ремонт крыши и фасада здания, работы по утеплению стен, что сейчас позволяет существенно экономить расход теплоэнергии, обновлению концертного зала и сцены. Закуплено новое звуковое и световое оборудование.

И все это в совокупности позволило ГДвК стать более привлекательной площадкой, как для населения, так и организаторов фестивалей и концертов. Все чаще на сцене ГДвК дают театральные постановки, выступают самодеятельные и профессиональные артисты. Только в последний год в стенах городского дворца культуры побывали, например, заслуженная артистка РФ Светлана Тома, шансонье Тарас Карпов, исполнители Евгения Кудаева и Иван Белоусов и другие.

DSC04965.jpg

– Вообще я полевой директор. Могу выйти и подмести, если вижу, что намусорено. Могу стену со строителями сломать. Незазорно. Мама всегда учила меня действовать, – подчеркивает Роман Мамедов. – Как и все матери, она хотела, чтобы я получил хорошее образование, и после восьми классов хотела отдать меня на юридический. А я роком увлекся, волосы отпустил и, наверное, в знак протеста пошел в ПТУ. Там сразу развел бурную деятельность: команду КВН собрал, играл с ведущими рок-командами того времени.

voN7wEcZuwpXBRXgTvBrSNd7SMFrv05yPmMKPoxIl2YEE_r2vWrG3YT9CJWOxtQTH98tl_4KHWBT_beF1VlSbif1.jpg
Фото из архива Романа Мамедова (справа)

После ПТУ поступил в училище Ростроповичей сразу на второй курс и бросил. В числе первых поступил на курс к знаменитому мастеру Анатолию Иванову, и его сокурсниками могли стать нынешние артисты драмтеатра Юрий Смышников, Магдалена Магдалинина, Роман Слатвинский… Но забрал документы в последний момент и отучился на курсах театрального мастерства «Белый театр» при управлении культуры, а позже два года числился там артистом вспомогательного состава.

Но трудиться приходилось в разных местах. Завод, где работала мама, встал, зарплату не платили. Пришло время содержать семью и брать на себя ответственность. Сначала был занят в ресторанном и охранном бизнесе, потом Роман стал делать свои шоу-программы, после которых он вновь попал в поле зрения Чухнова.

– Да, мама всегда учила меня действовать, – повторяет он.

v59pEjQC4Btt9f7fWyouwLKplKeDmD0xJAcxenSzvGPU-jPahsP-ArkiHYMwBqJNQU8CPMIRjSEFt-R62-PI7amG.jpg

Фото с мамой Зинаидой Михайловной. Из архива.

И разговор о маме возникает именно тут неслучайно: пожалуй, именно здесь, на этом своем самом крупном объекте, который нужно было модернизировать с утра до ночи, Роман Сабирович понял, что отношение к работе воспитанно ею и закалено с ранних лет. Если ты берешься за работу, то должен выполнить «от» и «до», невзирая ни на что.

– И в нашей семье так и было. Когда мама работала на заводе, ее даже называли «ночной директор», потому что семейные дела уходили на задний план: она не пекла, супов мы не ели. У мамы на первом месте всегда была работа, а в оставшееся время я. И на заводах же тогда разный контингент работал, были осужденные, но она могла себя поставить, они ее уважали, Зинаидой Михайловной называли, – рассказывает Роман Мамедов. – Она одна меня растила…

Но когда мы говорим о том, что еще не выболело, наши голоса становятся сдавленными и тихими. Щемит внутри, и несколько секунд мы колеблемся, стараясь подавить нахлынувшие воспоминания и цунами эмоций. Мы так беззащитны, когда говорим о том, что еще не выболело…

– Когда мама уходила, я был на работе. Даже понять ничего не успел, но Бог дал нам возможность в последний раз повидаться. Я прилетел, она глаза открыла, улыбнулась мне и все… Ее не стало. Мама учила меня всегда действовать, но с этим уроком я не справился: обнять ее нужно было, а я засуетился, на помощь стал звать. Не поверил… Думал, что она вечная… А она ничего не рассказывала, только рядом всегда быть старалась. Вы, женщины, часто не договариваете, а мы, мужчины, как валенки, чувствовать особо не умеем. Надо говорить всегда. Жизнь коротка…

Встань и иди!

DSC05105.jpg

В культуре Роман Мамедов работает уже 20 лет, за эти годы он сменил несколько домов культуры, а чуть больше года назад пришел в библиотечную систему. Из нового для него по большому счету разве что форма отчетности, которая отличается некой спецификой, в остальном – все то же: ремонт, модернизация, привлечение читателей. Только время идет, и к решению тех же задач нужно искать новые подходы. Если, будучи в Подгорном, приходилось по школам ходить и рассказывать о своей деятельности, то теперь – лучшая реклама в соцсетях, причем и сам директор становится лицом публичным.

– Это не для того, чтобы показать, какой я разнеможный, просто понимаю, как это сейчас устроено. Кто-то посмотрит мою страничку, а я там со Святославом Ещенко, каким-нибудь титулованным спортсменом. Заинтересуются: а кто ж это такой? Директор библиотеки? Ну, ничего себе, какой здоровый! – поясняет Роман. – Но это все тоже сложно, хотя я, как, думаю, и большинство людей, сначала полагал, что библиотека – это книжки переставлять. Никогда так не ошибался! (смеется).

DSC05288 (1).jpg

Со старших классов школы Мамедов увлекается единоборствами, сейчас является официальным голосом соревнований по ММА и боксу, ведет концерты и торжества. И работы так много, что она отнимает время от семьи – у Романа жена-спортсменка и четверо сыновей. Младшему из них шесть. Но все они растут мужчинами: старшие переняли от отца ответственное отношение к работе, занимаются саморазвитием. Роман объясняет сыновьям, что важно быть воспитанным и образованным человеком. По утрам у них зарядка, вечерами – часовое чтение.

– Вся моя жизнь построена на самосовершенствовании, – говорит Мамедов. – Опять же мама причастна к этому. Спорт пришел в мою жизнь, когда со мной Машмет случился – там мы жили. У меня были вредные привычки – курил, но сигареты бросил. Стараюсь свои негативные качества не выпячивать: могу вспылить, вести себя эмоционально. Ну, горячая натура. Леность присутствовала, но с годами опять же научился это преодолевать: заставляю себя. Когда занимался единоборствами, философией увлекся. Так вот там говорится, что сначала надо научиться побеждать себя самого, если ты этому научился, то у тебя нет соперников. Все люди по внутренним качествам одинаковые, если ты с собой разобрался, все получится. Самое главное, что приобрел от людей, которые меня окружают – от тренеров, от мамы, Надежды Парфирьевны (соседка, которая присматривала за Романом, когда мама была на работе – И.Л.), Ивана Петровича (Чухнова – И.Л.), которым восхищаюсь: если ты упал, то встань. Десять раз упал, встань 11. Я научился доводить все до конца. Бывает, ошибаюсь. Не все сразу получается. Ошибся – исправь. Ничего постыдного в этом нет. Это наоборот смысла жизни придает. А, когда хочешь что-то сделать, надо основательно подготовиться. Вот сейчас в библиотеке Пушкина я готовлюсь, а, когда получится ремонт провести, пока не знаю. Но к этому моменту у меня должно быть все просчитано, я буду знать, кто и чем у меня занимается. Словом, дело под ключ. Сейчас я человек опытный, знаю, что нужно, чтобы учреждение заработало по-современному, и что нужно сделать, чтобы потребителя заинтересовать. Мой результат всегда можно отследить – до и после. Если вижу цель, то просто к ней иду, невзирая ни на что. По маминому завету. Просто хочется после себя что-то людям оставить. Жизнь коротка, она очень быстро проходит. В 25 кажется, что мы будем вечными, а когда видишь уход своих родных, понимаешь, что у всего есть границы. А что я оставлю после себя? Детей. Но могу же оставить еще что-то для всех людей, чтобы когда-то кому-то, кто придет на экскурсию в мое учреждение, сказали: «Да был такой директор Мамедов…» Вспоминают же сейчас первого директора, которая библиотеку искусств «сколотила». И мне так хочется, чтобы мои дети и внуки имели повод гордиться мной. Как я своей мамой (шепотом)…

Макет обновления библиотеки Пушкина. Возможный вариант.jpg

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ