2024-04-27

Роговой Оркестр из Санкт-Петербурга продемонстрировал воронежцам классику в собственной аранжировке

На сцене музея-заповедника Дивногорья

9 июля выступил единственный в мире Роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Коллектив под руководством дирижера Сергея Поляничко представил программу из классических произведений, которая пришлась по душе воронежскому зрителю. О том, как и зачем оркестр возрождал роговую музыку, Сергей Поляничко рассказал корреспонденту «Горкома».


Экстра-набор музыканта


инструмент.jpg
– Сергей Александрович, ваши музыканты играют на достаточно экзотичных инструментах. Сложно ли было подобрать коллектив, который справится с игрой на них?

– Для того чтобы играть в Роговом оркестре, музыканту нужно иметь дополнительный экстра-набор качеств: умение извлеч уникальный тембр звука, абсолютный слух, феноменальное чувство ритма… Все участники оркестра работают в пределах сотых долей секунды. То, что они делают, очень трудноисполнимо, но именно поэтому вам так легко воспринимать музыку из зала. Во время концерта на сцене было задействовано 106 инструментов, а играли на них всего 13 музыкантов! Поэтому игра в Роговом оркестре – большая работа, с которой справится не каждый. 

– Сколько нужно лет, чтобы обучиться игре на «рогах»?

– Поверьте, в годах считать не надо. Это либо дано человеку природой, либо нет. Есть большое количество отличных музыкантов, которые не смогли заиграть в Роговом оркестре, но от этого они не стали менее качественными музыкантами. Здесь другое. Хотя, конечно, очень коварно – придумать коллектив, в котором один человек отвечает исключительно за одну ноту, а все вместе собирают сложнейшее произведение.

Один на планете


Поляничко.jpg
– Вы руководите единственным в мире Роговым оркестром. Как вы увлеклись рогами и почему решили возрождать старинную музыку?

– Мы лишь последователи. В ХХ в. практически не было попыток возродить роговую музыку. В 1991 г. появился Роговой оркестр Мариинского театра. Но их задумка провалилась. Мариинцы брали для игры старинные инструменты, которые хранятся в Фонтанном доме Шереметевского дворца в музее. Этот комплект был изготовлен по заказу Карла Штекельберга в 1863 г. для коронации Александра III. Но когда начались концерты, музей отказался выдавать экспонаты на бесконечные гастроли. Затем последовали другие попытки возродить музыку, но и они оказались безрезультатными. А в 2006 г. появился наш Российский Роговой оркестр. И одно мы точно сделали правильно: стали заказывать изготовление инструментов под себя. И зввук получается абсолютно натуральный, в нем нет никакой «химии». 

– Где проходит изготовление инструментов? И сильно ли они отличаются от старинных?

– В собственной мастерской. Петербургский мастер Владимир Головешко своими руками изготовил каждый из них. Мы покупаем тысячу латунных листов, и только 300 граммов из них остаются полезными. У каждого инструмента свои пропорции, и он просто не будет звучать, если мастер ошибется даже на миллиметр. Когда так происходит, «испорченный» вариант отправляется в корзину.

Разумеется, мы изучали, как устроены инструменты, которые хранятся в Шереметьевском дворце. Но какими были первые инструменты 1751 г.? Они не сохранились. Остались лишь рисунки и эскизы. Наши рога – их копии. Но мы модернизировали свои модели, чтобы не потерять ни в тембре, ни в звуке: изменили форму инструментов (теперь они не изогнутые, а вытянутые). У нас играют 13 человек, а в XVIII в. оркестры насчитывали от 40 музыкантов. И в современном оркестре нужно сделать все то, что раньше делали 40, но не потерять при этом ни единого звука. 

– Вы подбирали программу под выступление в Дивногорье специально?

– Мы хотели, чтобы слушатели, которые, я уверен, впервые видели и слушали Роговой оркестр, имели представление о том, что это за коллектив, как он устроен и как звучит. И поэтому взяли те произведения, которые наиболее четко это представление дают. В самом Дивногорье мы впервые, и хочу сказать, что это место ни на что не похоже. Здесь по-настоящему дивно!


Фото департамента культуры

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ