Свежие новости
Все новости
Пробки



Роговой Оркестр из Санкт-Петербурга продемонстрировал воронежцам классику в собственной аранжировке

15.07.2016, 15:05
9 июля выступил единственный в мире Роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Коллектив под руководством дирижера Сергея Поляничко представил программу из классических произведений, которая пришлась по душе воронежскому зрителю. О том, как и зачем оркестр возрождал роговую музыку, Сергей Поляничко рассказал корреспонденту «Горкома».


Экстра-набор музыканта


инструмент.jpg
– Сергей Александрович, ваши музыканты играют на достаточно экзотичных инструментах. Сложно ли было подобрать коллектив, который справится с игрой на них?

– Для того чтобы играть в Роговом оркестре, музыканту нужно иметь дополнительный экстра-набор качеств: умение извлеч уникальный тембр звука, абсолютный слух, феноменальное чувство ритма… Все участники оркестра работают в пределах сотых долей секунды. То, что они делают, очень трудноисполнимо, но именно поэтому вам так легко воспринимать музыку из зала. Во время концерта на сцене было задействовано 106 инструментов, а играли на них всего 13 музыкантов! Поэтому игра в Роговом оркестре – большая работа, с которой справится не каждый. 

– Сколько нужно лет, чтобы обучиться игре на «рогах»?

– Поверьте, в годах считать не надо. Это либо дано человеку природой, либо нет. Есть большое количество отличных музыкантов, которые не смогли заиграть в Роговом оркестре, но от этого они не стали менее качественными музыкантами. Здесь другое. Хотя, конечно, очень коварно – придумать коллектив, в котором один человек отвечает исключительно за одну ноту, а все вместе собирают сложнейшее произведение.

Один на планете


Поляничко.jpg
– Вы руководите единственным в мире Роговым оркестром. Как вы увлеклись рогами и почему решили возрождать старинную музыку?

– Мы лишь последователи. В ХХ в. практически не было попыток возродить роговую музыку. В 1991 г. появился Роговой оркестр Мариинского театра. Но их задумка провалилась. Мариинцы брали для игры старинные инструменты, которые хранятся в Фонтанном доме Шереметевского дворца в музее. Этот комплект был изготовлен по заказу Карла Штекельберга в 1863 г. для коронации Александра III. Но когда начались концерты, музей отказался выдавать экспонаты на бесконечные гастроли. Затем последовали другие попытки возродить музыку, но и они оказались безрезультатными. А в 2006 г. появился наш Российский Роговой оркестр. И одно мы точно сделали правильно: стали заказывать изготовление инструментов под себя. И зввук получается абсолютно натуральный, в нем нет никакой «химии». 

– Где проходит изготовление инструментов? И сильно ли они отличаются от старинных?

– В собственной мастерской. Петербургский мастер Владимир Головешко своими руками изготовил каждый из них. Мы покупаем тысячу латунных листов, и только 300 граммов из них остаются полезными. У каждого инструмента свои пропорции, и он просто не будет звучать, если мастер ошибется даже на миллиметр. Когда так происходит, «испорченный» вариант отправляется в корзину.

Разумеется, мы изучали, как устроены инструменты, которые хранятся в Шереметьевском дворце. Но какими были первые инструменты 1751 г.? Они не сохранились. Остались лишь рисунки и эскизы. Наши рога – их копии. Но мы модернизировали свои модели, чтобы не потерять ни в тембре, ни в звуке: изменили форму инструментов (теперь они не изогнутые, а вытянутые). У нас играют 13 человек, а в XVIII в. оркестры насчитывали от 40 музыкантов. И в современном оркестре нужно сделать все то, что раньше делали 40, но не потерять при этом ни единого звука. 

– Вы подбирали программу под выступление в Дивногорье специально?

– Мы хотели, чтобы слушатели, которые, я уверен, впервые видели и слушали Роговой оркестр, имели представление о том, что это за коллектив, как он устроен и как звучит. И поэтому взяли те произведения, которые наиболее четко это представление дают. В самом Дивногорье мы впервые, и хочу сказать, что это место ни на что не похоже. Здесь по-настоящему дивно!


Фото департамента культуры

Автор: Ирина Лазарева
Смотреть все статьи
Читайте также:
ВОЗ пугает коронавирусом, а нам не страшно
Подробно


Московские документалисты отсняли в Воронеже кадры для фильме о Юрии Хое

 "Хой"- так просто и ясно называется новый масштабный проект известного режиссера-документалиста, бывшего воронежского телевизионщика Павла Селина.

В прошлом году Селин порадовал зрителей (в Воронеже премьера проходила в кинотеатре "Спартак") своим серьезным, обстоятельным фильмом "Юра, музыкант", посвященным Юрию Шевчуку. И вот стартовал его новый проект о жизни и творчестве еще одного "Юры, музыканта", к тому же нашего земляка- Юрия Клинских (Хоя), лидера незабвенной группы "Сектор газа".

Кинематографисты из Москвы высадились у нас вскоре после грандиозного  ливня 1 июля, несколько смешавшего съемочные планы  - но при этом оказавшегося кстати  для интересов сюжета.

Первым принимал  гостей  заслуженный работник культуры РФ, журналист и  музыкант Альберт Попов. Его  домашний  «рок-музей» удивил столичных гостей: в свое время Попов, он же «стеб-рок-бард Красный Огурец»  почти полтора года работал в первом отделении концертов «Сектора газа» и  вел "газовскую" программу, более того, был «одноклубником»  Хоя: «Сектор газа» родился в Воронежском городском рок-клубе, базировавшемся с 1987 года в Доме культуры ТЭЦ-1(ВОГРЭС).:                           -

  -Сначала  ребята долго снимали меня и у меня дома, - рассказал Альберт Попов, - хорошо оснащенная съемочная группа, осветитель, звукооператор, режиссер-постановщик, продюсер, наконец  автор Павел  Селин. В ДК ТЭЦ-1 мне пришлось  тоже  сниматься и  играть "самого себя", то есть дворника. Предполагается эти кадры сделать  иллюстрацией  к песне Гребенщикова "Поколение дворников и сторожей». Там же и в ДК им. Ленина на следующий день снимали одного из отцов-основателей рок-клуба Евгения Куцевича, который про Хоя рассказал много неизвестного и во многом сенсационного. Надеемся, фильм "ХОЙ"при этом  будет достаточно объективен и правдив. Тем более, что не дадут соврать и оставшиеся в живых "газовцы"- барабанщик Александр Якушев, гитарист Игорь «Кущ» Кущев, клавишник  Алексей Ушаков, вокалистка Татьяна Фатеева и многие другие люди-музыканты, продюсеры. Будет много съемок в столице; в их плане стоят Артемий Троицкий, Надежда Бабкина (напомню: Хой у Троицкого в телепрограмме "Кафе "Обломов" очень душевно беседовал с Бабкиной).

Ну а в Воронеже съемки документально-музыкального фильма "ХОЙ" проходили до 6 июля, в ряде памятных мест, и конечно же, на могиле Юрия. Выяснилось: найдены уникальные видеокадры  с гражданской панихиды по Хою, проходившей в тогдашнем КЦ «Луч».

Каким же НА САМОМ ДЕЛЕ был этот разбитной, но чрезвычайно талантливый «парень из нашего города», песни которого любила и пела, любит и поет до сих пор страна. Без вымысла, сплетен и мифов. По словам Павла Селина, картина должна быть готова в ноябре текущего года.

 Ну а премьера пройдет, конечно же, и в Воронеже.

Александр БАЖЕНОВ 

 Фото предоставлены эксклюзивно для портала «Горком36» съемочной группой  документального фильма «ХОЙ».

06.07.2020 14:51.
Наша Агата Кристи: судья из Воронежской области взялась за детективную и остросюжетную литературу
Судить в этот раз будут ее: профессиональному литературному сообществу Ирина Соляная представила на обозрение книгу «Контракт номер сорок семь, или Принцип Кентавра». Читатели из любого уголка России могут познакомиться с произведениями авторов-участников конкурса-премии «Русский детектив» и лучшему в жанре отдать свой голос.
03.07.2020 13:46.