2024-03-29

Рогатые и живучие – 3: на воронежские дороги 60 лет назад выехал первый троллейбус

Рогатые и живучие – 3: на воронежские дороги 60 лет назад выехал первый троллейбус
Сегодня, 6 ноября, воронежскому троллейбусу исполняется 60 лет. Мы заканчиваем цикл публикаций, посвященных этому электротранспорту Воронежа, с надеждой, что черные дни его позади и что троллейбусное движение продолжит свое поступательное развитие.

Сегодня, 6 ноября, воронежскому троллейбусу исполняется 60 лет. Мы заканчиваем цикл публикаций, посвященных этому электротранспорту Воронежа, с надеждой, что черные дни его позади и что троллейбусное движение продолжит свое поступательное развитие.

Кризис нарастает

Самой большой проблемой воронежских троллейбусов во второй половине 90-х годов была неоплата проезда пассажирами. Причин можно назвать несколько. Во-первых, многие воронежцы месяцами и даже годами не получали зарплату, а стало быть, просто не имели физической возможности оплачивать поездки. Во-вторых, при пользовании городским общественным транспортом действовал льготный (бесплатный) проезд для широких слоев населения, но в то же время федеральная власть не полностью компенсировала предприятиям выпадающие доходы, которые образовывались из-за льготников.

В эти же годы в Воронеже начинает действовать и коммерческий транспорт – маршрутки. Цена проезда в маршрутках была выше, и безбилетнику там не проскочить. В коммерческом транспорте бесплатно не могли проехать ни инвалиды, ни ветераны – водители и кондукторы без стеснения гнали всех «зайцев» взашей.

В то же время некоторые граждане считали, что раз троллейбусы – транспорт государственный, то платить в нем необязательно. С появлением компьютеров и принтеров получили распространение и поддельные проездные билеты.

Электротранспорт нес огромные убытки, не было возможностей не только для обновления, но даже для нормального ремонта машин. Появившиеся в троллейбусах в 1997 году кондукторы ненадолго спасли ситуацию: сборы увеличиваются, но этого все равно оказывается недостаточно. «Воронежгорэлектротранс» перестает платить зарплату сотрудникам, и они в ноябре 1997 года объявляют всеобщую забастовку.

Городской власти приходится привлекать к перевозке горожан все предприятия, имеющие в своем автопарке автобусы. По сути, эта забастовка и открыла в городе эру маршруток, которые очень быстро стали вытеснять электротранспорт. Бизнесмены сразу сообразили, что автобусные перевозки – настоящая золотая жила в городе, численность которого близка к миллиону.

Порезали и продали

В июле 2001 года МУП ПО «Воронежгорэлектротранс» объявляют банкротом, на предприятие назначают конкурсного управляющего.

В этом же году на электротранспорте пытаются ввести собственные коммерческие маршруты, где не действуют льготы для пассажиров. Причем в «коммерческом» транспорте проезд стоил два рубля (чтобы привлечь пассажиров), в то время как в «общем» – два с полтиной. Салоны коммерческого транспорта тем не менее были полупустыми.

«Воронежгорэлектротранс» подает судебный иск на компенсацию проезда льготных граждан на сумму 180 млн руб. Иск был удовлетворен только в 2009 году, когда предприятие уже было раздроблено и в большей части распродано.

Летом 2002 года на базе 2-го троллейбусного депо создается ЗАО «Воронежский троллейбус». А в конце того же года троллейбусное депо № 1 на ул. Космонавтов передается в аренду на 10 лет ОАО «Нижегородский троллейбус» («Нижтрол»).

«Дружба» с нижегородцами нашему транспорту пользы не принесла – так, через Нижний Новгород прошли якобы списанные воронежские троллейбусы – порядка 20 машин, которые потом успешно работали в других городах. А в 2003 году у «Нижтрола» возникли неприятности в Нижнем Новгороде, и ремонт троллейбусов, в том числе и воронежских, вообще заглох. В 2006 году «Нижтрол» обанкротился, в результате большая часть воронежских троллейбусов была уничтожена – вывезена или просто порезана на металлолом.

За закрытыми дверями

Неоднократно описывался в газетах скандальный аукцион продажи собственности банкротящегося «Воронежгорэлектротранса», который прошел 1 февраля 2006 года. Городская власть намеревалась выкупить предприятие, чтобы остановить дальнейший его развал. Но торги конкурсным управляющим были проведены за закрытыми дверями, в зал не пустили даже представителей горадминистрации.

В отношении конкурсного управляющего Вячеслава Рябцева потом возбуждалось уголовное дело по статье «Неправомерные действия при банкротстве», но затем дело было закрыто. И только в 2008 году конкурсный управляющий был отстранен от процедуры банкротства.

Возрождение

В первой публикации, посвященной воронежскому троллейбусу, мы рассказывали о поэтапно открывающихся новых линиях, которые соединяли части города, создавая единую систему электротранспорта. В нулевые началось обратное движение, и, возможно, троллейбусы постигла бы та же участь, что и трамваи, но разрушительный процесс был все-таки остановлен.

В 2008 году мэром Воронежа становится Сергей Колиух. В администрации разрабатывается городская программа возрождения муниципального транспорта, в том числе и электрического, которую утверждает гордума. Предполагалось в течение пяти лет закупить 200 троллейбусов и 500 автобусов. Возрождение трамваев было делом слишком дорогим, а потому программой не предусматривалось. Поставленные задачи по обновлению подвижного состава оказались слишком глобальными, выполнить полностью их не удалось, тем не менее программа остановила процесс разрушения.

В марте 2009 года в город приходит 21 низкопольный троллейбус. Восстанавливается депо № 1 на ул. Космонавтов, и 1 сентября 2009 года оттуда выходит на линию первый «рогатый». Но вот депо № 2 работу свою прекращает. В том же месяце в Воронеж поступают новые троллейбусы по государственной программе (70% затрат несет федеральный бюджет). В ноябре заканчивается реконструкция Чернавского моста, и по левому берегу вновь начинают курсировать троллейбусы. Причем сначала по новому маршруту был пущен троллейбус № 1 («ул. Перхоровича – ВАСО»), а не привычные «восьмерочки» или «четверочки».

С 2010 года возобновляют работу троллейбусы на маршруте № 8 («ВГУ – Северо-Восточный район») и № 11 («ВАСО – Северо-Восточный район»).

Троллейбусы теперь работают по 12-часовому графику – в депо транспорт уходит в 18-19 часов.

Обновление

Заметное обновление электротранспорта Воронежа произошло в 2020 году. Летом «Мосгортранс» передал 15 троллейбусов Воронежу – после обращения главы города Вадима Кстенина к мэру Москвы Сергею Собянину. Машины находятся в исправном состоянии – они прошли капремонт и были сняты с московских линий в 2019 году, после принятия решения о передаче их воронежцам.

трол госпрограмма.jpg

Отправной точкой работы по получению безрельсового электротранспорта, бывшего в эксплуатации в Москве, для использования его на улицах Воронежа стала идея представителей общественности, которую поддержали администрация города и правительство области.

В настоящее время действующий парк троллейбусов составляет 40 машин. Вопрос пополнения троллейбусного парка прорабатывается в мэрии. Рассматриваются варианты привлечения инвесторов, приобретения техники в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», получения ее из других городов, как то было с машинами из Москвы.

Подготовила Наталия ОСАДЧАЯ

Фото Алисы Ермаковой, пресс-службы мэрии и из интернета
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ