2024-03-29

Рогатые и живучие – 2: о развитии троллейбусного движения в Воронеже в 1970-1980 годы. Апогей

Рогатые и живучие – 2: о развитии троллейбусного движения в Воронеже в 1970-1980 годы. Апогей
Мы продолжаем рассказ об истории троллейбусного движения в Воронеже, которому 6 ноября исполняется 60 лет. На нашем счетчике времени – золотой век рогатого электротранспорта.

Мы продолжаем рассказ об истории троллейбусного движения в Воронеже, которому 6 ноября исполняется 60 лет. На нашем счетчике времени – золотой век рогатого электротранспорта.

Гонки по проводам

Борьба за пассажиров среди водителей троллейбусов была не менее популярной, чем сейчас среди маршрутчиков – ведь их зарплата также частично зависела от количества перевезенных людей. Трудно представить, но на троллейбусах водители даже гонки устраивали. Один из таких случаев, получивших широкую огласку в газетах, произошел в 1967 году.

Водителю на маршруте № 6 (железобетонный завод – пл. Никитина) очень не нравилось, что его путь к железобетонному заводу дублировался троллейбусом № 1, двигающимся со стороны железнодорожного вокзала. Отправившись с конечной (пл. Никитина), он решил постоять на перекрестке, чтобы на остановках собралось побольше народу, и дождаться «единичку», чтобы стартануть прямо перед «носом» конкурента, забрав всех пассажиров.

Водитель троллейбуса № 1 разгадал замысел соперника, ускорился и, дабы успеть «выскочить», начал движение частично по тротуару. Какое-то время троллейбусы неслись почти наравне. Штанги троллейбуса № 6 были чуть впереди, не выдержали, сорвались с проводов, и одна из них угодила в витрину магазина.

Из металлолома

Весной 1967 года в Воронеже появились два троллейбуса, «собранных» из металлолома – «пионерский» и «комсомольский». На машинах красовались транспаранты, оповещавшие, что «рогатые» сделаны из вторсырья, собранного школьниками Воронежа.

На самом деле троллейбусы, конечно же, собирали не из вторчермета – это были или новые машины, или поставленные в депо после капитального ремонта. Но подразумевалось, что собранное энное количество металлолома «тянет» на целый троллейбус.

Авторы книги «Трамвай и троллейбус в Воронеже» Владимир Пащенко и Роман Фомин рассказывают, что в столице Черноземья был известен еще один «металлоломный» троллейбус – МТБ-82 № 87 «Орленок».

Знаменательный 75-й

В 1973 году проезд в воронежских троллейбусах ввели исключительно по абонементным талонам, которые нужно было пробивать в компостерах. По расположению отверстий контролеры могли определять, действительно ли в этом конкретном троллейбусе был пробит абонемент. Тогда и появилась известная шутка: «Суйте, пока стоит!» – так пассажирка остановившегося троллейбуса просит соседнего пассажира прокомпостировать ее талон.

В 1975 году работникам городского электротранспорта утверждают единую форму. Униформа не выдавалась бесплатно, но продавалась с большими скидками. За рулем троллейбуса водители в форме смотрелись весьма достойно, но ношение ее было не обязательным.

В этом же году на улицах Воронежа появились необычные троллейбусы КТГ – грузовые. Их особенностью было одновременное наличие электрического и бензинового двигателя, чтобы машина могла передвигаться там, где нет электролиний. Грузовые троллейбусы доставляли в депо грузы.

К 1975 году воронежские троллейбусы перевезли 830 млн человек, численность подвижного состава достигла 191 машины, протяженность линий – 90 км. На ул. Хользунова близилось к завершению строительство 2-го троллейбусного депо.

Расцвет

В 70-е годы троллейбусное движение в городах Советского Союза становится нерентабельным – себестоимость проезда оказывается ниже затрат. Но убытки компенсируются государством, и цена билета в 4 копейки остается неизменной.

От развития электротранспорта не отказываются, наоборот, строятся новые линии, закупаются новые машины. Электротранспорт несет не только огромную социальную нагрузку, но и экономическую – если учесть его возможности по доставке людей на работу.

70-80-е годы, несмотря на отрицательную рентабельность, можно назвать золотым веком воронежского электротранспорта: растут объемы перевозок пассажиров, появляются новые линии. В 1980 году на ул. Землячки открывается троллейбусный цех профилактического ремонта.

В 1979 году в ТТУ работают три с половиной тысячи человек, из них 288 водителей – с орденами и медалями, знак «За работу без аварий» имеют 249 водителей.

На балансе у трамвайно-троллейбусного управления – мужское общежитие на ул. 9 Января и женское на ул. Молодогвардейцев, семейное – на ул. Хользунова. В 1981 году для работников ТТУ сдается девятиэтажный дом на ул. Кривошеина, а в 1987-м на этой же улице строится еще один девятиэтажный дом хозспособом. В активах предприятия – пионерский лагерь «Юность» и база отдыха «Росинка».

Улучшение социально-бытовых условий в середине 80-х позволяет даже остановить текучесть кадров, которая к концу 70-х годов составляла 30%.

Несмотря на то, что в эти годы Воронеж не страдал от автомобильных пробок, трудящиеся жаловались на нарушение водителями общественного транспорта интервалов движения, ругали составителей расписания, и больше всего нареканий было в адрес троллейбусов. Нередко машины одного маршрута следовали друг за другом, как «прилипшие».

В связи с этим в 1987 году газета ТТУ «На городских магистралях» создает совместно с народным контролем группы по проверке соблюдения водителями графиков движения.

Забастовка троллейбусников

В конце 80-х полки магазинов окончательно опустели, многие продукты питания выдавались по талонам. В стране начинаются волнения трудящихся.

19 октября 1990 года на воронежском электротранспорте начинается массовая забастовка: все троллейбусы и часть трамваев не вышли на линию. Бастующие требовали увеличения отпуска до 35 дней, введения 10-процентной доплаты за продажу водителями абонементов на проезд, повышения тарифной ставки и надбавки за регулярность движения, выделения до конца года 50 квартир работникам ТТУ, а затем ежегодно – по 100 квартир.

Забастовки транспорта считались незаконными, но горис­полком, опасаясь социального взрыва, вступил в переговоры и пошел на некоторые уступки – в результате троллейбусы после обеда вышли на линию. Конечно же, получить требуемое люди не успели – через несколько месяцев начались уже задержки зарплаты, и участники забастовок теперь уже требовали выплатить им долги.

В начале 90-х годов городской общественный транспорт оккупируют вандалы. Во-первых, обдирают все сиденья из дерматина, который потом продают «кооператорам» на пошив сумок и кошельков. Вскоре троллейбусы начинают ходить с фанерными сиденьями и спинками.

Во-вторых, хулиганы бьют стекла, ломают двери. Транспортникам приходит на помощь милиция, и в декабре 1991 года организуются вечерние рейды на общественном транспорте. Только в первый день рейда задерживают 651 человека. Хулиганов до конца усмирить не удается, но «набеги» на общественный транспорт уменьшаются в разы.

Наталия ОСАДЧАЯ

Фото из интернета
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ