2025-06-20

Родительская поддержка: как помочь ребенку в трудной ситуации

Родительская поддержка: как помочь ребенку в трудной ситуации
Как понять, что с ребенком что-то не так? Когда его капризы — просто усталость, а когда — тревожный сигнал? Представляем вам «Светофор безопасности» — простую и понятную систему, которая поможет вовремя заметить проблему и защитить ребенка. 

В современном мире дети сталкиваются с различными формами насилия, которые могут оказать негативное влияние на их физическое и психическое здоровье. Насилие над детьми — это не только физическая агрессия, но и эмоциональное давление, а также кибербуллинг. Насилие над детьми имеет долгосрочные последствия, которые могут проявляться в различных сферах жизни. Важно как можно скорее заметить тревожные «звоночки» и помочь ребенку.

Мы живем в условиях постоянно меняющейся реальности. Мы должны быть внимательны к нашим детям. Это касается, в том числе, школьных психологов и социальных педагогов. Ежедневно соприкасаясь с самыми разными непростыми историями их жизни, специалисты тоже нуждаются в поддержке и помощи, – объяснила актуальность и значимость проекта «Право голоса. Детство без насилия» психолог Александрия Горбунова.

DSC04765.JPG

О том, как создать безопасную атмосферу для ребенка и распознать тревожные сигналы ответила детский психолог Мария Зубащенко:

— Дети часто боятся, что мама или папа сразу побегут в школу разбираться. Важно дать понять: «Я не буду ничего делать без твоего согласия. Расскажи мне ровно столько, сколько сам захочешь».

Мария Зубащенко.JPG

Можно сказать: «Я вижу, что тебе тяжело. Давай решим вместе: если не готов сейчас говорить – не будем. Но знай, мне важно твое состояние. Если захочешь – мы обсудим и примем решение вместе».

Главное – не обесценивать. Если ребенок слышит: «Да ладно, все через это проходят» или «Ты сам виноват» – он закроется. Ему нужно знать, что вы на его стороне.

Некоторые дети не могут описать саму ситуацию, но готовы говорить о чувствах. Это уже шаг.

— Часто родители сразу бегут «качать права». Это ошибка?

— Да. Важно не просто жаловаться, а действовать вместе с ребенком. Спросите: «Как ты хочешь решить эту проблему?». Даже если у вас больше опыта – дайте ему ощущение контроля.

Избегайте черно-белых ярлыков: «Весь класс плохой!». Буллинг – сложная система, и иногда «агрессор» тоже нуждается в помощи.

Бывает, что взрослые бессознательно игнорируют тревожные звоночки: «Это просто переходный возраст», «Надо лучше учиться». Но резкие изменения – сон, аппетит, агрессия – могут кричать: «Мне плохо, помогите!».

Если не уверены – лучше перестраховаться. Иногда «хлопанье дверью» – не гормоны, а последняя попытка до вас достучаться.

Как понять, что с ребенком что-то не так? Когда его капризы — просто усталость, а когда — тревожный сигнал? Представляем вам «Светофор безопасности» — простую и понятную систему, которая поможет вовремя заметить проблему и защитить ребенка. Зеленый, желтый, красный — три уровня внимания, которые подскажут, когда можно просто наблюдать, когда пора бить тревогу, а когда действовать нужно немедленно. В этой статье — четкие инструкции для родителей и педагогов: на что обращать внимание, к кому обращаться за помощью и как предотвратить беду. Помните: ваша внимательность может спасти детскую жизнь.

Как распознать, когда ребенку нужна помощь?

Система "Светофор безопасности"

ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ (все в порядке, но бдительность важна)

В школе важно:

·        Отслеживать динамику успеваемости и посещаемости,

·        Наблюдать за изменениями в общении с учителями и одноклассниками,

·        Контролировать эмоциональное состояние во время занятий и на переменах,

·        Серьезно относиться к любым жалобам на сверстников или педагогов.

 В повседневной жизни:

·        Отмечать особенности поведения в домашней обстановке,

·        Следить за характером общения с друзьями и окружением,

·        Формировать доверительную атмосферу для откровенных разговоров,

·        Всегда быть готовым выслушать и поддержать ребенка.

 Ключевые рекомендации:

·        Никогда не оставляйте без внимания тревожные сигналы,

·        При малейших подозрениях на насилие сразу обращайтесь к специалистам,

·        Помните: своевременная реакция может предотвратить трагедию.

 

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ:

• К классному руководителю - время от времени интересоваться об атмосфере в классе и взаимоотношениях между школьниками, психологическом климате в школе;

• К школьному психологу или школьному медиатору - для обсуждения того, как вести себя в школьных конфликтах и как правильно на них реагировать;

• К юристу или адвокату – для получения информации о защите прав и законных интересов несовершеннолетних в образовательной среде;

• К администрации школы/службе школьной медиации – ознакомиться с положениями, регулирующими деятельность школы, узнать подробнее о порядке работы службы медиации в школе.

• Предварительно можно изучить сайт школы, где должны быть размещены все документы и информация о работе службы школьной медиации.

 

ЖЁЛТЫЙ УРОВЕНЬ ОПАСНОСТИ: ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ

Когда следует проявить особую бдительность? Жёлтый цвет сигнализирует о возможных проблемах, требующих вашего внимания.

 Тревожные изменения в поведении:

·        Резкое снижение успеваемости или нерегулярное посещение занятий,

·        Нарушения сна (трудности с засыпанием, ночные кошмары) ,

·        Изменения пищевых привычек (переедание или отказ от еды) ,

·        Повышенная скрытность, замкнутость, избегание общения,

·        Нехарактерная уступчивость, стремление во всем угождать.

 Эмоциональные маркеры:

·        Заниженная самооценка, постоянное чувство вины,

·        Повышенная тревожность, раздражительность,

·        Частые слёзы, обидчивость,

·        Необоснованные страхи перед конкретными людьми или ситуациями.

 Физические проявления:

·        Регулярные жалобы на головные боли,

·        Боли в животе без медицинских причин,

·        Приступы тошноты или головокружения,

·        Общее ухудшение самочувствия без видимых причин.

 

ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К СЛЕДУЮЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ:

• К классному руководителю/школьному психологу - для сбора дополнительной информации;

• К детскому психологу - для диагностики того, как ребенок реагирует на обстановку в классе;

• Если конфликтная ситуация на начальном этапе, обратиться в службу школьной медиации (если ее нет, то к школьному медиатору) - для проведения с классом восстановительной процедуры «Круги примирения» или классного часа, посвященного теме медиации и ее значения;

• Сам подросток может позвонить на единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122;

• Линия «телефона доверия» на базе Детского отделения Воронежского областного психоневрологического диспансера: +7( 473) 271-53-50;

• Записаться на прием в Мобильную антикризисную бригаду: +7 (473) 262-84-94; по электронной почте: mab@cityhall.voronezh-city.ru. Для детей проходящих обучение г. Воронеж;

• ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»: +7( 473) 234-37-20. Для работы с детьми проходящих обучение в школах Воронежской области.

 

КРАСНАЯ ТРЕВОГА: КРИТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ

 Физические показатели:

·        Необъяснимые повреждения (синяки, ожоги, порезы, переломы),

·        Повторяющиеся травмы в одних и тех же зонах тела,

·        Противоречивые или нелогичные объяснения происхождения травм.

 Тревожные поведенческие изменения:

·        Кардинальная смена поведения (от полной замкнутости до неконтролируемой агрессии),

·        Попытки убежать из дома или прогулы школы,

·        Высказывания или действия суицидального характера,

·        Явный страх конкретных людей или мест.

 Эмоциональные нарушения:

·        Хроническое состояние тревожности и паники,

·        Глубокое безразличие к жизни, депрессивные проявления,

·        Неуправляемые эмоциональные всплески,

·        Намеренное причинение себе повреждений.

 Несоответствующее возрасту поведение:

·        Необычные действия, не соответствующие возрасту,

·        Владение интимной терминологией, нехарактерной для детей,

·        Заявления о домогательствах.

 

ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ:

При обнаружении этих признаков необходимо НЕМЕДЛЕННО:

Обратиться к школьной администрации

Связаться со службами экстренной помощи:

Мобильная антикризисная бригада Воронежа:

+7 (473) 262-84-94

mab@cityhall.voronezh-city.ru

 Областной центр психолого-педагогической поддержки:

+7 (473) 234-37-20

 Всероссийский детский телефон доверия:

8-800-2000-122 (круглосуточно)

 Линия "Ребёнок в опасности":

+7 (473) 222-60-02 или 123

Полиция: 102 или 112

Написать уполномоченному по правам ребёнка:

deti36@govvrn.ru

Материал подготовлен в рамках проекта «Право голоса. Детство без насилия». Реализуется при грантовой поддержке АНО «Образ Будущего» по инициативе вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева и при непосредственной поддержке Губернатора Воронежской области Александра Гусева.