В современном мире дети сталкиваются с различными формами насилия, которые могут оказать негативное влияние на их физическое и психическое здоровье. Насилие над детьми — это не только физическая агрессия, но и эмоциональное давление, а также кибербуллинг. Насилие над детьми имеет долгосрочные последствия, которые могут проявляться в различных сферах жизни. Важно как можно скорее заметить тревожные «звоночки» и помочь ребенку.
— Мы живем в условиях постоянно меняющейся реальности. Мы должны быть внимательны к нашим детям. Это касается, в том числе, школьных психологов и социальных педагогов. Ежедневно соприкасаясь с самыми разными непростыми историями их жизни, специалисты тоже нуждаются в поддержке и помощи, – объяснила актуальность и значимость проекта «Право голоса. Детство без насилия» психолог Александрия Горбунова.
О том, как создать безопасную атмосферу для ребенка и распознать тревожные сигналы ответила детский психолог Мария Зубащенко:
— Дети часто боятся, что мама или папа сразу побегут в школу разбираться. Важно дать понять: «Я не буду ничего делать без твоего согласия. Расскажи мне ровно столько, сколько сам захочешь».
Можно сказать: «Я вижу, что тебе тяжело. Давай решим вместе: если не готов сейчас говорить – не будем. Но знай, мне важно твое состояние. Если захочешь – мы обсудим и примем решение вместе».
Главное – не обесценивать. Если ребенок слышит: «Да ладно, все через это проходят» или «Ты сам виноват» – он закроется. Ему нужно знать, что вы на его стороне.
Некоторые дети не могут описать саму ситуацию, но готовы говорить о чувствах. Это уже шаг.
— Часто родители сразу бегут «качать права». Это ошибка?
— Да. Важно не просто жаловаться, а действовать вместе с ребенком. Спросите: «Как ты хочешь решить эту проблему?». Даже если у вас больше опыта – дайте ему ощущение контроля.
Избегайте черно-белых ярлыков: «Весь класс плохой!». Буллинг – сложная система, и иногда «агрессор» тоже нуждается в помощи.
Бывает, что взрослые бессознательно игнорируют тревожные звоночки: «Это просто переходный возраст», «Надо лучше учиться». Но резкие изменения – сон, аппетит, агрессия – могут кричать: «Мне плохо, помогите!».
Если не уверены – лучше перестраховаться. Иногда «хлопанье дверью» – не гормоны, а последняя попытка до вас достучаться.
Как понять, что с ребенком что-то не так? Когда его капризы — просто усталость, а когда — тревожный сигнал? Представляем вам «Светофор безопасности» — простую и понятную систему, которая поможет вовремя заметить проблему и защитить ребенка. Зеленый, желтый, красный — три уровня внимания, которые подскажут, когда можно просто наблюдать, когда пора бить тревогу, а когда действовать нужно немедленно. В этой статье — четкие инструкции для родителей и педагогов: на что обращать внимание, к кому обращаться за помощью и как предотвратить беду. Помните: ваша внимательность может спасти детскую жизнь.
Как распознать, когда ребенку нужна помощь?
Система "Светофор безопасности"
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ (все в порядке, но бдительность важна)
В школе важно:
· Отслеживать динамику успеваемости и посещаемости,
· Наблюдать за изменениями в общении с учителями и одноклассниками,
· Контролировать эмоциональное состояние во время занятий и на переменах,
· Серьезно относиться к любым жалобам на сверстников или педагогов.
· Отмечать особенности поведения в домашней обстановке,
· Следить за характером общения с друзьями и окружением,
· Формировать доверительную атмосферу для откровенных разговоров,
· Всегда быть готовым выслушать и поддержать ребенка.
· Никогда не оставляйте без внимания тревожные сигналы,
· При малейших подозрениях на насилие сразу обращайтесь к специалистам,
· Помните: своевременная реакция может предотвратить трагедию.
ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ:
• К классному руководителю - время от времени интересоваться об атмосфере в классе и взаимоотношениях между школьниками, психологическом климате в школе;
• К школьному психологу или школьному медиатору - для обсуждения того, как вести себя в школьных конфликтах и как правильно на них реагировать;
• К юристу или адвокату – для получения информации о защите прав и законных интересов несовершеннолетних в образовательной среде;
• К администрации школы/службе школьной медиации – ознакомиться с положениями, регулирующими деятельность школы, узнать подробнее о порядке работы службы медиации в школе.
• Предварительно можно изучить сайт школы, где должны быть размещены все документы и информация о работе службы школьной медиации.
ЖЁЛТЫЙ УРОВЕНЬ ОПАСНОСТИ: ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ
Когда следует проявить особую бдительность? Жёлтый цвет сигнализирует о возможных проблемах, требующих вашего внимания.
· Резкое снижение успеваемости или нерегулярное посещение занятий,
· Нарушения сна (трудности с засыпанием, ночные кошмары) ,
· Изменения пищевых привычек (переедание или отказ от еды) ,
· Повышенная скрытность, замкнутость, избегание общения,
· Нехарактерная уступчивость, стремление во всем угождать.
· Заниженная самооценка, постоянное чувство вины,
· Повышенная тревожность, раздражительность,
· Частые слёзы, обидчивость,
· Необоснованные страхи перед конкретными людьми или ситуациями.
· Регулярные жалобы на головные боли,
· Боли в животе без медицинских причин,
· Приступы тошноты или головокружения,
· Общее ухудшение самочувствия без видимых причин.
ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К СЛЕДУЮЩИМ СПЕЦИАЛИСТАМ:
• К классному руководителю/школьному психологу - для сбора дополнительной информации;
• К детскому психологу - для диагностики того, как ребенок реагирует на обстановку в классе;
• Если конфликтная ситуация на начальном этапе, обратиться в службу школьной медиации (если ее нет, то к школьному медиатору) - для проведения с классом восстановительной процедуры «Круги примирения» или классного часа, посвященного теме медиации и ее значения;
• Сам подросток может позвонить на единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122;
• Линия «телефона доверия» на базе Детского отделения Воронежского областного психоневрологического диспансера: +7( 473) 271-53-50;
• Записаться на прием в Мобильную антикризисную бригаду: +7 (473) 262-84-94; по электронной почте: mab@cityhall.voronezh-city.ru. Для детей проходящих обучение г. Воронеж;
• ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»: +7( 473) 234-37-20. Для работы с детьми проходящих обучение в школах Воронежской области.
КРАСНАЯ ТРЕВОГА: КРИТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ
· Необъяснимые повреждения (синяки, ожоги, порезы, переломы),
· Повторяющиеся травмы в одних и тех же зонах тела,
· Противоречивые или нелогичные объяснения происхождения травм.
· Кардинальная смена поведения (от полной замкнутости до неконтролируемой агрессии),
· Попытки убежать из дома или прогулы школы,
· Высказывания или действия суицидального характера,
· Явный страх конкретных людей или мест.
· Хроническое состояние тревожности и паники,
· Глубокое безразличие к жизни, депрессивные проявления,
· Неуправляемые эмоциональные всплески,
· Намеренное причинение себе повреждений.
· Необычные действия, не соответствующие возрасту,
· Владение интимной терминологией, нехарактерной для детей,
· Заявления о домогательствах.
ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ:
При обнаружении этих признаков необходимо НЕМЕДЛЕННО:
Обратиться к школьной администрации
Связаться со службами экстренной помощи:
Мобильная антикризисная бригада Воронежа:
+7 (473) 262-84-94
mab@cityhall.voronezh-city.ru
+7 (473) 234-37-20
8-800-2000-122 (круглосуточно)
+7 (473) 222-60-02 или 123
Полиция: 102 или 112
Написать уполномоченному по правам ребёнка:
deti36@govvrn.ru
Материал подготовлен в рамках проекта «Право голоса. Детство без насилия». Реализуется при грантовой поддержке АНО «Образ Будущего» по инициативе вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева и при непосредственной поддержке Губернатора Воронежской области Александра Гусева.