2024-12-26

Рисованную «Жизнь-паскуду» представили в воронежском музее им. Крамского

«Наши несовершенства делают нас индивидуальностями» – такое название получила выставка художницы Варвары Яковлевой в Воронежском областном художественном музее им. Крамского. Экспозиция организована в рамках XI Большого фестиваля мультфильмов и доступна для зрителей до 30 апреля. 

«Наши несовершенства делают нас индивидуальностями» – такое название получила выставка художницы Варвары Яковлевой в Воронежском областном художественном музее им. Крамского. Экспозиция организована в рамках XI Большого фестиваля мультфильмов и доступна для зрителей до 30 апреля.

Варя Яковлева провела в Воронеже творческую встречу, на которой продемонстрировала еще и авторские анимационные фильмы. Один из них – документальная анимация «Жизнь-паскуда» – о жизни одного бродяги, который когда-то был примерным семьянином.

Эта работа основана на реальных событиях. Она – о жизни Ислиама, оставшегося без ног, который семь месяцев прожил на скамейке железнодорожной станции п. Зеленоградск Московской области. Уникальность этой документальной анимации заключается в том, что в сюжете используются вставки с его реальным голосом и фотографиями, которые показывают зрителю какой он был в молодости. Сам герой родом из Узбекистана. Раньше он был примерным мужем и хорошем отцом. Но однажды на него обрушились жизненные трудности, и он стал вести аморальный образ жизни. Вскоре – запил, потерял семью. В Москве он очень быстро скатился на дно: жил на вокзале, пил водку, питался объедками.

– Картина была ужасающая. Он лежал на грязной подстилке, по нему уже ползали черви. Рядом с ним валялись бутылки и прочий мусор. А самое интересное, что его это устраивало, он не хотел ничего менять. Мы с мужем часто разговаривали с ним о жизни. Сложнее всего было убедить мужчину в том, что так жить нельзя. У нас получилось отправить его на родину в дом престарелых, – рассказала режиссер-аниматор Варвара Яковлева.

Все мультфильмы Варвары Яковлевой отличаются индивидуальностью, которая характеризуется необычными персонажами. В основном – это люди с нестандартной внешностью: продолговатым туловищем, рельефным телом и с большими головами.

– Большой простор для моего творчества дала мне работа резаком, когда без эскиза отрезаешь все лишнее. Поэтому у меня образовалась вот такая любовь к большим формам, к большим женщинам. Основной момент – разрешить своему творчеству быть таким кривым и несуразным, – рассказала Варвара.

На встречу девушка привезла эскизы и марионеток из своего фильма «Анна, кошки-мышки». При создании этой работы Варя Яковлева использовала технику стоп-моушн – покадровую съемку сцен с ручным передвижением объектов. Иллюзия их передвижения создается затем при монтаже. На этой технике, призналась режиссер-аниматор, она «собаку съела». Фильм «Анна, кошки-мышки» – о том, кто жертва, а кто агрессор. О взаимодействии грубой и мягкой силы.

Фильм «Квадрат» – это курсовая работа Яковлевой, которую она создавала вечерами во время учебы. Главная идея картины: кто есть объект. Та же идея прослеживается в работах художника-авангардиста Казимира Малевича и основателя петербургской Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова. Суета, город, люди, которые куда-то спешат. Кто на работу, кто на учебу. Интересно, что некоторые герои очень большие, а другие слишком маленькие. Варя объяснила, что такой прием называется «удобной перспективой» – когда для уравновешивания композиции нужно подчинить размеры объекта другим составляющим картины.

Формат кадра автор специально сделала квадратным, чтобы подчеркнуть идею. В фильме режиссер-аниматор оставляет неразгаданной загадку: куда все же устремлено внимание персонажей. Это и есть пища для размышлений, поданная зрителям: что же является объектом нашего внимания?

На встрече удалось посмотреть премьерный фильм «Ванлав», который пока не доступен широкой публике из-за технических моментов. Здесь сюжетная линия построена на взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

– Я хотела показать участь трудной женской судьбы, которой приходится переживать, терпеть и закрывать глаза на многие жизненные моменты, – сказала Варвара Яковлева.

После просмотра фильмов Варвара общалась с аудиторией. По ее словам, на создание одного фильма в среднем уходит год.

– Это очень интересно. Придумывать, создавать, рисовать, а потом заставлять картинку двигаться, – отметила Варвара Яковлева.

Справка «Горком36»

Варвара Яковлева – художник, режиссер, иллюстратор. Полноценно соприкоснуться с живописью Варе удалось в 18 лет. Девушка родилась в Саратове и окончила Калужское художественное училище, в 2013 году – художественный факультет ВГИКа. Прошла обучение в мастерской А.М. Горленко и окончила Школу-студию «Шар» по специальности режиссер-аниматор. Несколько лет работала иллюстратором книг, а также художником-постановщиком в картине Андрея Хржановского «Нос, или заговор «не таких»». Варвара Яковлева – участник коллективных выставках в России, Чехии, Украине. Ее работы находятся в частных коллекциях в Англии, США, Италии, Испании и Чехии.

Алена Логунова

Фото автора