2024-04-26

Режиссер Юлия Каландаришвили в Воронеже: «Ставлю спектакли только в том случае, когда не могу молчать»

Режиссер Юлия Каландаришвили в Воронеже: «Ставлю спектакли только в том случае, когда не могу молчать»

Создатель спектакля в Никитинском театре Воронежа «Манолито Очкарик» и нашумевшей постановки «Цацики идет в школу» Юлия Каландаришвили провела на фестивале «Маршак» творческую встречу. 

Создатель спектакля в Никитинском театре Воронежа «Манолито Очкарик» и нашумевшей постановки «Цацики идет в школу» Юлия Каландаришвили провела на фестивале «Маршак» творческую встречу.

Режиссер представила «Новый взгляд на театр для детей» – так звучала тема выступления Юлии Каландаришвили. «Горком36» записал самые интересные высказывания постановщицы, которая создает спектакли для детей и подростков.

О смене взрослого театра на детский

«Театр для детей далеко шагнул вперед, еще несколько лет назад было сложно развиваться в нем, так как он не воспринимался чем-то серьезным. Сейчас много ставят для детей и подростков, и это очень интересно. Я начала ставить для детей, потому что в этом театре нет стереотипов, нет навязывания того, а как это должно быть. Ставя для детей, я могу побаловаться, могу фантазировать. Вот из-за этого в этом театре я и «засела».

Мало кто знает, что я ставила не только по произведениям современной детской литературы. Начинала с театра для взрослых, и это ошибки молодости (смеется). В свое время я прочла много современной детской литературы, которая очень сильно в меня попала. Когда я была подростком, не читала таких книг, потому что их было тяжело достать. Но потом это принесло мне очень много открытий, мне захотелось донести это же до детей. Меня интересует, как проводит досуг моя аудитория, интересно сделать театр в каком-то не театральном пространстве. Это, конечно, «уловка», прием, но почему бы им не воспользоваться?»

О распределении ролей

«В детских пьесах всегда есть дети и взрослые, но в своих спектаклях я стараюсь не делать строгого деления, когда одни актеры играют детей, а другие взрослых. Мне кажется, что, если делать такое деление, то будет недоверие из зала. Поэтому важно подобрать такую игровую структуру, которая могла бы оправдать, почему взрослые и дети существуют в одном ряду.

В спектакле «Цацики идет в школу» около 20 ролей, но актеры разыгрывают эту историю друг с другом, и это оправдано, потому что органично. Перед нами не актеры, которые исполняют роли, а люди со своей историей, которая разворачивается здесь и сейчас. Этот же прием был использован в постановке «Манолито Очкарик», где мы придумали ход с футбольной командой, и каждый играет несколько ролей: мы видим, что каждый может играть Манолито, а он сам – своего же папу. Все дело в том, что такая игровая структура более свойственна ребенку, ведь, играя в «Дочки-матери», дети исполняют поочередно роль то ребенка, то мамы, а завтра – какого-нибудь котенка».

DY7aFR75Qsc.jpg

О чувствах и диалоге с залом

«Считаю, что побуждать к диалогу зрителя нужно на спектаклях, а потом можно сделать обсуждение и поговорить о том, что в него попало. Если стараться узнать, что он думает по тому или иному поводу заранее – еще до того, как пришло определение темы для постановки, то вряд ли я на выходе получу какой-то эмоциональный отклик. Важно же, чтобы мы в зале что-то вместе пережили, а потом на фоне этого обсудили, в противном случае я просто допытываюсь о вашем опыте, а с какой стати?

И вот поэтому важно совместное посещение – с друзьями, родителями, потому что можно будет обсудить увиденное и то, как мы на увиденное реагируем, мы так ближе друг друга узнаем. А с родителями это особенно важно, потому что, если ребенок видит, как его большой папа плачет, он понимает, что выражение своих чувств – это нормально».

О возрастных категориях

«Все спектакли я создаю совместно с психологом, мне кажется, это правильно, когда советуешься с практиком. Стала с ним работать, потому что поняла, что мы мало знаем про возрастные категории, на которые ставим спектакли. Ребенок в шесть лет, который только готовится пойти в школу, и ребенок в семь, который уже учится – это совершенно два разных мира. А про категорию 9-11 лет что мы знаем? Что это за человек такой, который только что ковырял песок в песочнице, а через пять минут спрашивает тебя о смысле жизни? А это ребенок, который уже не ребенок, но еще не подросток. Это очень интересная категория для исследования в театре, потому что она пограничная и меняющаяся.

Психология тут очень помогает, так как я уже не опираюсь только на свой детский опыт, что-то мне уже известно про них. Чтобы создавать спектакли, которые детям понравятся, и которые подвигнут их потом в театр приходить, надо интересоваться детьми. Дети не должны быть просто пятнами в зале, которые иногда мешают, а иногда помогают артистам играть спектакли – а я с этим сталкивалась! Видела ситуации, когда артисты о детях не знают ничего.

Еще раз: что такое театр для детей подростков? Это когда ты видишь проблему, с которой жить невозможно. Ты не можешь не найти ответа на этот вопрос, потому что это тебя очень волнует. Так что я и сама подросток, потому что ставлю спектакли только в том случае, когда не могу молчать».

Справка «Горкома36»

Юлия Каландаришвили – одна из самых перспективных и востребованных молодых режиссеров, работающих в области театра для детей и подростков. Автор спектаклей в Воронеже, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Архангельске и других городах. Номинант премии «Золотая Маска», премии «Арлекин», петербургской театральной премии для молодых «Прорыв».

На седьмом детском театральном фестивале «Маршак» показали спектакль Каландаришвили «Лис Реасе».

Фото Елены Нечаевой

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ