«Важно показывать детям театр, чтобы воспитать в них большое доброе сердце, приучить их к миру искусства и культуры», – уверена режиссер из Норвегии Кристина Линдгрен, которая привезла на воронежский фестиваль «Маршак» спектакль для самых маленьких зрителей – «Зоопарк драконов».
О предназначении детского театра, стереотипах и родительском удивлении режиссер рассказала журналистам «Горкома36».
Первое правило – быть настоящим
– Почему вы решили ставить спектакли для такой узкой аудитории – для детей до трех лет?
– Все началось около 30 лет назад. Совет объединенных наций начал исследовать концепцию театра для детей. В итоге было доказано, что дети имеют право не только на одежду, образование, крышу над головой, но и на культуру. Но встал другой вопрос: когда детям можно показывать культуру? Только спустя какое-то время стало понятно, что ее можно открывать не просто маленьким детям, а даже новорожденным. Сначала несколько детских спектаклей показали в Европе, а затем и Норвегия присоединилась к проекту, тем самым доказав, что знакомить ребенка с искусством можно с самого раннего детства.
– Дети – самый строгий зритель. Как научиться правильно взаимодействовать с ним? Постоянно удерживать его внимание?
– Самое важное – быть настоящим. Только в таком случае ты получаешь обратную связь. А если ты работаешь не на полную мощность, не до конца искренен со своим зрителем, то вся твоя работа – насмарку. Необходимо показывать свои чувства на все 100%, но при этом еще и следить за реакцией детей.
Работать с этой аудиторией действительно непросто. Но все это становится легче благодаря таким фестивалям, как «Маршак». Далеко не во всех странах есть форумы, где показывают спектакли для такого маленького зрителя. Важно иметь возможность показывать детям нечто подобное, чтобы воспитать в них большое доброе сердце и приучить к миру искусства и культуры.
«Родители испытывают шок»
– Скажите, а отличается ли театр для детей от театра для взрослых?
– Основы театра для детей, безусловно, такие же, как и для взрослых. Но в нашем деле, повторюсь, очень важно, чтобы актер был настоящим, чтобы присутствовал здесь и сейчас.
– А что главное в детском театре – развлечь ребенка, показать, что есть добро и зло?
– Разграничение добра и зла – это самое неважное в детском театре, потому что нельзя быть полярным. Это вообще не стоит показывать на сцене детям. Напротив, надо говорить, что все пересекается, и у всего есть свои оттенки, т. е. посредством театра и искусства показать новые стороны человеческого существа.
– А почему в вашем спектакле задействованы именно драконы?
– Драконы известны во всем мире. В них очень много силы, они связаны как с богами, так и с людьми. В них очень много сакрального.
– Приходится ли ломать стереотипы родителей, которые думают, что их ребенок слишком мал, чтобы ходить в театр?
– Да, для многих родителей большая неожиданность, что их ребенок на протяжении 20 минут может сидеть спокойно, не вставать с места, не бегать по залу. Для них это шок! Но конкретно наша постановка – «Зоопарк драконов» – интересна тем, что в ней нет никакого сюжета. Ни родители, ни дети не ждут какой-то последовательности, поэтому и те, и другие воспринимают спектакль на одном уровне. Перед родителями не стоит задача объяснить, что будет дальше. Все происходит на уровне ощущений.