2024-09-22

Режиссер Евгений Кочетков поставил в Воронежском ТЮЗе вневременную историю об одержимости и сомнениях

Режиссер Евгений Кочетков поставил в Воронежском ТЮЗе вневременную историю об одержимости и сомнениях
Театральные и кинорежиссеры регулярно обращаются к роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» и вместе с ним стараются заглянуть в потаенные уголки человеческой души. Свою инсценировку на сцене Воронежского театра юного зрителя под занавес сезона представил художественный руководитель театра Евгений Кочетков.

Режиссер не пытается пересказать все произведение целиком, да и вряд ли это возможно. Свой спектакль (16+) он характеризует так: «Эпизоды из романа» – и не только потому, что воплотить его на сцене можно, лишь сократив, но и потому, что фокус внимания с истории старухи-процентщицы смещен, хотя спектакль ТЮЗа – все та же вневременная история об одержимом идеей-страстью человеке, о его месте в мире, о его сомнениях в бесконечности своих возможностей и полном крахе.

Вот только в этой работе Раскольников (актер Игорь Скрынников) не сразу выглядит главным героем, он – связующий компонент каждого выбранного эпизода. На сцене же представлены судьбы, основные сюжетные перипетии и выбор каждого персонажа, сделанный под давлением внешних обстоятельств и из соображений личных мотивов.

Раскольников делится своей теорией – «Тварь ли я дрожащая или право имею», но безумство, одержимость можно разглядеть в каждом герое. Одержимостью становится слепая вера в возможность затмившей глаза любви (Свидригайлова к Дуне); уверенность в том, что выросшие дети не могут быть плохими, какую бы глупость они ни сотворили (мать Раскольникова); убежденность, что нести крест станет легче, если покаяться и тем самым исцелить собственноручно убитую душу (Сонечка).

У Кочеткова получился образный спектакль, который запускает множество веток для размышлений: от смыслов, заложенных Достоевским – цене, которую приходится платить за совершенные поступки – до природы детско-родительских отношений, жертвенности собой, цене слова, помощи, которую не просят. Через эту полифонию он предлагает зрителям взглянуть на себя со стороны и проанализировать мотивы своих поступков. Не бывает абсолютно хороших или плохих людей, как и абсолютно благовидных или нет поступков. Там, где для одних хорошо, для других может быть плохо; и каждого хорошего человека есть за что пожурить, и к самому нехорошему можно проникнуться симпатией.

Режиссер вновь использует сторителлинг в своей постановке, стараясь разрушить условную «стену» между сценой и залом, и, хотя это работает на моментальное погружение (а сторителлинг происходит под динамичное музыкально-пластическое сопровождение), решение выбивается из общей канвы аскетичности. Дальнейшее музыкальное сопровождение аккуратное, сдержанное, но с ноткой тревожности, когда хочется все время оглядываться по сторонам и передвигаться на цыпочках в страхе скорого разоблачения. Сценография, выполненная художником Лилией Хисматуллиной, тоже сдержанная: в черном «квадрате» сцены лишь светодиодные панели излучают теплый свет. В кульминационные моменты они как будто нагреваются и светят еще ярче (а на самом деле – игра контрастов, светлое на темном), символизируя собой запретную грань. И пока ее перешел только Раскольников. Перешел и «обжегся».

Раскольников Игоря Скрынникова, бывший до этого просто «связующим компонентом» именно в моменты «перешагивания», раскрывается зрителю как главный персонаж. И его одержимость идеей всемогущества вдруг сменяется другим чувством – во втором действии Раскольников предстает как человек с полными ужаса глазами, обезумевший от возникшей внутри пустоты. Интересные роли получились у актеров Анастасии Гуменниковой (Пульхерия Александровна – артистка посвятила эту роль своей маме) и Николая Байбакова (Порфирий Петрович).

Спектакль поставлен в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» по направлению «Театры – детям».