Целительные токи
Называется персоналка Ножкина прямолинейно и емко – «Упражнения от жлобства». И, естественно, продолжает гнуть фамильную ножкинскую линию: в экспозиции – «хулиганистые» офорты, раскрашенные вручную, живописные полотна-шутки и того же плана рисунки, юморной фоторяд, арт-объекты, скульптуры. В череде представленных оригинальностей – прелестный «жлобский стул» № 0001 из мастерской автора. Близнец этого уникального интерьерного предмета – стул № 2 – уже много лет красуется в скверике возле здания областного правительства. И пользуется заслуженной популярностью не только у воронежцев, но и у гостей города. Оно и понятно: «антижлобское» лечение не требует никаких усилий и не покушается на содержимое кошелька пациента. Производится прицельным приземлением пятой точки на сиденье стула, оснащенное раскрытыми ладошками – ну, картинка такая.
Короче, стул на Платонова – бронзовый аналог деревянного оригинала из мастерской. С тем отличием, что в «домашнем» варианте спинка украшена портретом самого Александра Ножкина. Кстати, руки на сиденье, излучающие целительные токи, – тоже его…
– Александр всерьез утверждал, что обладает экстрасенсорными способностями, – поведал куратор выставки и лучший друг Ножкина, воронежский скульптор Сергей Горшков. – Уверял, что всяк садящийся на лечебный стул ощущает магнетизм, пронизывающий все тело. И заряжается положительной энергией, источаемой молодым красавцем, изображенным на спинке стула.
Основоположник брендирования
Великий Художник Черноземного края, как сам себя величал веселый человек Саша Ножкин, был абсолютно свободен в творчестве. Не терпел никаких догм. И выставка в Камерном демонстрирует это сполна. Посетителя арт-галереи рассмешат потешные фигуры персонажей, населяющих знаменитые лубки Александра, портреты дородных «воронежских красавиц», уморительные надписи на рисунках, изобилующие грамматическими ошибками, парадоксами синтаксиса и т. п.
Для иллюстрации вышесказанного опишу дивный листок, озаглавленный «Спортивно оздоровительная гимнастика для больных пошлостью и жлопством» – легко представить, насколько серьезно способно это произведение травмировать записных блюстителей морали. «Упражнение от Валентины», запечатленное на рисунке, показывает упитанную тетю-мотю с детской скакалкой в руках. Дама – со «жлопской», по Ножкину, прической, тупой рожей и в одном, с позволения сказать, нижнем белье; крепитесь, поборники непорочной чистоты…
Сергей Горшков отобрал для экспонирования в театре работы из собственной коллекции и собрания, хранящегося у вдовы художника Ирины Ножкиной. Этот отбор, кроме всего прочего, позволяет понять, насколько был Александр привязан к Воронежу. Там и сям – родные местные реалии. Типа – «Великий перелет-переплыв с правого берега моря Воронежского на неведомый левый берег» на дирижабле. Так что сегодняшний юбиляр – еще и основоположник брендирования областного центра.
Выставка приурочена к 60-летию Великого Художника Черноземного края Александра Ножкина. И расположение ее в театральных стенах – адекватный вариант прочтения ножкинского творчества как такового. Художник, без сомнения, был натурой очень и очень артистичной. Равно как и режиссером собственной творческой жизни, которая так нелепо оборвалась из-за – вот ведь гримаса судьбы! – алчных воронежских жлобов: отморозки убили Сашу за скромное колечко на пальце…