2024-09-26

Рецепт легитимности: Владимир Путин подписал закон об общественном контроле на президентских выборах

Новелла наделяет общественные палаты правом назначать наблюдателей в избирательные комиссии. Теперь в пункте восьмом Закона «О выборах Президента Российской Федерации» появилось понятие «субъекты общественного контроля…»

Новелла наделяет общественные палаты правом назначать наблюдателей в избирательные комиссии. Теперь в пункте восьмом Закона «О выборах Президента Российской Федерации» появилось понятие «субъекты общественного контроля…».

Впрочем, руководители избиркомов Воронежской области в ходе последних кампаний и так жаловались чуть ли не на засилье наблюдателей от партий и кандидатов – они ведут себя порой не просто активно, а даже агрессивно, создают нервозную обстановку и мешают работать.

Нужно ли тут еще «пятое колесо» общественников? Ведь до 2005 года существовал институт общественных наблюдателей на выборах, но был отменен – то ли из-за неэффективности, то ли, как трактуют некоторые аналитики, из-за того, что делал выборы «слишком прозрачными».

Есть и другие вопросы. Как за короткий срок развернуть наблюдение на почти ста тысячах избирательных участков? Где взять порядка 100 тысяч добровольцев, готовых принять наблюдательный пост? Кому их обучать? Как отвезти-привезти, накормить, а главное – чем стимулировать волонтеров? Партиям разрешено оплачивать их труд, а общественные палаты этого делать не могут.

Чтобы обсудить эти темы, 20 декабря в Воронеже собрали межрегиональный семинар-совещание «Организация работы общественных наблюдателей на выборах Президента РФ в 2018 г.». Семинар провели секретарь Общественной палаты России Валерий Фадеев, его заместитель Александр Точенов, а также члены ОП РФ Константин Комков и Вадим Жарко.

Воронежская область стала первым регионом, где федеральные общественники провели «кустовое совещание». Более того, сразу после него руководитель региональной ОП Неля Пономарева подписала соглашения о взаимодействии на выборах с облизбиркомом и с 25 наиболее активными и авторитетными некоммерческими организациями области.

Вопрос, почему для практического запуска проекта была выбрана именно столица Черноземья, прозвучал первым на пресс-конференции по итогам совещания.

Оказалось, секрет в логистике. Воронеж – удобно расположенный город. Организаторы пригласили все пограничные регионы – в итоге было представлено и Черноземье, и Поволжье, и Юг России – 10 регионов, три избирательных округа. Воронежский губернатор, отметили гости, искренне уважает и ценит общественников, ни одно значительное решение не принимает без согласования с ними. Да и сама воронежская палата – деятельная и авторитетная. Перед нею отчитываются даже депутаты Госдумы и сенаторы от Воронежской области.

Региону с его 1700 участками потребуется не менее трех тысяч добровольцев. Обучить их помогут избиркомы, содействие обещала и уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская.

– А что, если доброволец ОП окажется партийным? – задали вопрос.

– Конечно, в идеале он должен быть беспартийным. Но в законе на этот счет ничего не сказано. Будем строить отношения на доверии, – сказали спикеры.

Александр САУБАНОВ

Разбор полетов

Неля Пономарева, председатель Общественной палаты Воронежской области:

– Общественные палаты непрерывно расширяют диапазон своих полномочий. Недавно областной закон наделил нас правом законодательной инициативы, и в декабре на заседаниях регионального парламента были приняты три законопроекта от ОП. Одним из первых в стране у нас создано казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Воронежской области». Большой документооборот, необходимость проводить общественную экспертизу законопроектов, обеспечивать юридическое сопровождение и т. п. потребовали профессионального подхода. Но основная нагрузка по организации общественного контроля на выборах все равно ляжет на членов Палаты, работающих на общественных началах.

Валерий Фадеев, секретарь Общественной палаты РФ:

– Уже появились комментаторы, которые называют институт общественных наблюдателей профанацией, призванной помочь переизбраться действующему президенту. Но он и так переизберется – мы прекрасно знаем все рейтинги! Нет, наша задача – обеспечить максимальную открытость и легитимность выборов. Это важно и для кандидатов в президенты, и для избирателей. Да, наша избирательная система понесла репутационные потери в прошлые годы: были скандалы, нарушения, использование админресурса. Сегодня есть возможность вернуть доверие избирателей, чем займутся молодые волонтеры, – это их год!