Свежие новости
Пробки



Ректор воронежской «техноложки» Василий Попов: «Классический технолог – профессия отживающая»

01.10.2020, 14:32

Кризис, каким рассматривают коронавирусную пандемию, стал для системы высшего образования не только вызовом, но и временем возможностей. Пересмотр образовательных методик, дистант и больше интерактива – в Воронежском государственном университете инженерных технологий, который отмечает 1 октября 90-летие, с энтузиазмом встретили старт нового учебного года.

Почему, вернувшись к привычному формату, студентам вуза не обязательно посещать лекции, кому нужны специалисты-«многостаночники» и каково это – встречать день рождения без массового торжества – «Горком36» спросил у ректора ВГУИТа Василия Попова.

С азартом к учебе

– Василий Николаевич, к очному формату обучения после полугодичного перерыва возвращаться, наверное, очень непросто, к тому же нужно соблюдать множество предписаний. Расскажите, как вы организовали учебный процесс в университете? Приходится ли догонять программу?

– К занятиям и педагоги, и студенты приступили с большим энтузиазмом. Это тот случай, когда 1 сентября – действительно праздник. После продолжительной паузы студенты вернулись к учебе с азартом. Но в связи с ситуацией, конечно, пришлось значительно перестроить учебный план. В сентябре-октябре мы постараемся дать практические и лабораторные работы, которые выполняются на оборудовании, и которые нельзя было сделать дома. Из-за этого пришлось потеснить гуманитарный блок, но ему уделим особое внимание в ноябре. Сейчас важна практика. Подготовка инженера без лабораторных занятий невозможна. Сейчас у студентов «горячая» учебная пора, очень непростая, и я рад, что ребята взялись за учебу с повышенным интересом.

DSC08438.jpg

Напряженность эпидемиологической обстановки сохраняется, и мы, помимо стандартных санитарных предписаний – шахматной рассадки в аудиториях (за исключением практических занятий, где задания часто выполняются в четыре руки), масочного режима, измерения температуры на входе – ввели другие меры, направленные на сокращения рисков. Это элементы дистанционного обучения: лекции можно посещать, а можно смотреть онлайн на специальной платформе. Дистант вообще предоставил расширенные возможности ребятам. К примеру, с 15 сентября на факультете экологии и химической технологии начался цикл лекций Франка Реснера, профессора факультета математики и естественных наук Ольденбургского университета (Германия).

А еще мы решили, что доверяем студентам. При первых признаках недомогания мы их просим оставаться дома, самоизолироваться на несколько дней, даже если потом не будет справки от врача. Студенты просто пишут заявление о том, что чувствовали себя плохо.

– Желание активно использовать дистанционные инструменты сейчас, когда разрешены очные занятия, говорит о том, что ваши преподаватели освоили новый формат и ему не противятся…

– На самом деле дистанционное обучение – давно не новость для вышей системы образования. В последних федеральных образовательных стандартах доля интерактивного образования по всем специальностям вполне четко прописана – не менее 10%. В этом смысле нам даже повезло: мы уже практиковали дистант для заочников последние лет пять. Так что к эпидемии подошли с осознанием дела: преподаватели имели навык работы с новыми технологиями, комплекс методических материалов частично уже был подготовлен. Онлайн-занятия – хорошее дополнение к практической подготовке.

DSC08414.jpg

Поймите, как бы мы ни противились, за этим будущее. Давайте начистоту: навык «погуглить» есть у всех. Сейчас в вузы приходят другие дети. Способы получения информации из Сети они знают с первого класса. И перед преподавателями теперь стоит задача не столько давать первичные знания – все можно в телефоне прочитать, сколько научить информацию интерпретировать и применять. Вот это становится ключевой задачей высшей системы образования.

«Форматы надо обтесывать»

– В стране уже несколько вузов, в том числе Высшая школа экономики, рассматривают дистант как основу обучения, полагая, что за ним будущее всей системы высшего образовательного звена. Дистанционка навсегда – это реальность?

– Я убежден, что все зависит от специальности. Я плохо представляю, как через интернет можно подготовить врача, биолога, технолога-инженера. Такие профессии требуют практической подготовки и включенности в процесс. Иначе – никак. Но дорогу осилит идущий, поэтому формат нового преподавания будет в ближайшие годы выкристаллизовываться, и я думаю, что это будет синтез форм, специфичных для той или иной дисциплины.

Хотя весна показала, что сначала надо закрепить 10-15% получения знаний через интерактивные формы, прежде чем двигаться дальше. Форматы надо «обтесывать». Вебинары, например, уже доказали свою эффективность, там даже дискуссии активнее.

– Бакалавриат – это и так концентрация учебного материала, повышенная нагрузка. А вы говорите, что студентам сейчас труднее, чем обычно. Не боитесь, что полученные знания будут поверхностными?

– Не скрою, что в этом есть вызовы для нас, есть риски. Нагрузка выросла и на преподавателей, они вынуждены сейчас одновременно работать и онлайн, и офлайн. Что же касается студентов, то мы надеемся минимизировать риски за счет продолжительных производственных практик.

DSC08388.jpg

Локомотив экономики

– Ректор МГУ, когда вуз отмечал 260 лет, сказал, что это возраст университетской молодости. Как вы ощущаете возраст ВГУИТ? Что он собой представляет сегодня?

– Вуз состоялся. Несмотря на фактор внешних воздействий – войну, переезды, разные испытания. Жизнь показала, что технологический институт для области важен, студентами востребован, а та сфера, которую для нас определили основной еще в 1930-е годы – пищевая и химическая промышленность – является локомотивом экономики региона.

Однако есть понимание, что в перспективе задачи стоят серьезные – мир меняется, технологии меняются. Классический технолог – это уже профессия во многом отживающая. Специалист, который сидит на пульте управления, одновременно должен быть и технологом, и механиком, и программистом, и немного экономистом, потому что те решения, которые он принимает на своем рабочем месте – решения комплексные. И в этом наша перспектива – в переходе к более комплексному обучению, при котором выпускник имеет навыки в смежных специальностях.

– То есть «комплексных» специалистов вы пока не выпускаете?

– Не совсем так. В течение последних 15-20 лет мы существенно перестроили подход к обучению, у нас произошла диверсификация. Помимо классических направлений подготовки, которые традиционно существуют в технологическом вузе, у нас появились новые специальности. Мы продвинулись в сторону цифровой экономики, ведем обучение информационным технологиям и информационной безопасности. А без этого невозможно современное производство в принципе. Везде автоматизация! Мы даем соответствующие навыки нашим студентам.

В последние годы активно развивается направление «Экономическая безопасность», опять же по той причине, что функционирование современного предприятия зависит от эффективной работы менеджмента, маркетинга. Лицо предприятия формирует сегодня сетка поступающих заказов, и под это приходится подстраиваться. Уже недостаточно выпустить просто экономиста, на рынке должны конкурировать экономисты, хорошо знающие отраслевую специфику. Новые специальности надо встраивать в матрицу тех направлений, которые уже были, так будет происходить обмен компетенциями, и на выходе мы получим специалиста широкого профиля.

DSC08409.jpg

– Василий Николаевич, юбилей – праздник, на который хочется позвать гостей. Как вы планируете отпраздновать 90-летие вуза в условиях пандемии? Принимаете ли вы формат виртуальных торжеств?

– Конечно, мы сформировали праздничную программу с акцентом на эпидемиологическую обстановку: состоится серия мероприятий с небольшим количеством участников. Это будут два заседания Ученого и Попечительского советов, на которых мы вручим грамоты и награды, а также проведем студенческий конкурс малых архитектурных форм. Ребята самостоятельно благоустроят сад на проспекте Революции. Мы хотим, чтобы здесь появилась комфортная зона для отдыха, чтобы студенты даже в условиях пандемии могли встречаться и общаться. Мы дали студентам полную творческую свободу, они с начала года работали с преподавателями, но даже для меня объекты, которые они нафантазировали, станут сюрпризом. И, кстати, очень хочется, чтобы этот конкурс не стал разовой акцией, а продолжился. Ставим в задачу «обжить» этот сквер.

Состоится встреча поколений. Ряд онлайн мероприятий мы тоже подготовили. Будет большая конференция, посвященная образовательным технологиям машинно-пищевых производств, где коллеги из других вузов России смогут нас поздравить. Многие наши друзья и партнеры уже прислали нам видео-открытки, из них соберем ленту поздравлений и продемонстрируем на Ученом совете.

– Поделитесь планами ректора на пять лет?

– Приблизить к максимуму долю комплексного образования, предоставить студентам возможность осваивать смежные специальности. Практическую подготовку довести до 30-40% учебного времени. В идеале еще хотелось бы получить 10-12% практико-ориентированных специалистов, выпускные работы которых были бы представлены в формате бизнес-проектов.

Сейчас прорабатываем идею создания образовательного кластера по модели «предприятие-школа-техникум-вуз» в Бобровском районе, где сильная пищевая промышленность. Там заинтересованы в опережающей подготовке профильных специалистов. Аналогичные соглашения думаем заключить с Хохольским, Павловским, Лискинским и Аннинским районами. Думаю, что такой формат сотрудничества позволит насытить региональную экономику достойными кадрами за счет ребят, которые будут готовы работать в своих райцентрах. 

Автор: Ирина Лазарева
Смотреть все статьи
Автор: Алиса Ермакова (фото)
Смотреть все статьи
Читайте также:
Губернатор Александр Гусев раскритиковал идею резкого роста коммунальных тарифов в Воронеже
Подробно


Под Воронежем в жилом микрорайоне открылся детский сад с бассейном
В микрорайоне Отрадное (территория Новоусманского района, примыкающая к Воронежу) открылся новый детский сад «Изумрудный город», простроенный в рамках федерального проекта «Жилье» национального проекта «Жилье и городская среда». Строительство стартовало 3 июня прошлого года, стоимость проекта составила 285,58 млн рублей, финансирование осуществлялось из бюджетов всех уровней.
вчера, 12:43.
На дистанционное обучение переведут студентов ещё двух воронежских вузов
Согласно приказу ректора вуза Дмитрия Ендовицкого Воронежский государственный университет (ВГУ) с 26 октября по 8 ноября переводит максимальное возможное число студентов на дистанционное обучение.
24.10.2020 11:25.

Все материалы автора в рубрике "Образование/Наука"