Успех на конкурсе
Всероссийский этап проходил в Улан-Удэ и собрал 87 учителей со всей страны. Мероприятие было масштабным и ярким. Участники прошли несколько этапов: методическая мастерская и урок, затем классный час и мастер-класс, а в финале, куда вышло пять человек, − дискуссия «Вектор развития». Рассуждали о роли учителя родного языка в развитии единого образовательного пространства и сохранении языков народов России.
Когда объявили, что Татьяна Петровна заняла почетное II место, это стало для нее полной неожиданностью. «Эмоции, конечно, переполняли. Это было очень радостно», – вспоминает она.
Но самая трогательная встреча ждала ее дома, в Воронеже. Родная школа устроила теплый прием. «Меня встречали как героя, – говорит педагог. – Хотя я не думаю, что сделала что-то сверхъестественное».
Школа снилась 10 лет
Сегодня в фокусе педагогической деятельности Татьяны Петровны − ученики шестых и девятых классов, хотя за ее плечами уже несколько выпусков одиннадцатиклассников. Профессиональный путь учителя начался в 1999 году на ее малой родине − в Балашове Саратовской области, где после института она шесть лет посвятила преподаванию в местной гимназии. Однако затем последовал вынужденный перерыв в профессии.
Но настоящее призвание не отпускает так легко. Как отмечает педагог, даже в годы, проведенные вне профессии, школа часто снилась, что в конечном итоге помогло осознать необходимость второй попытки. Спустя десять лет Татьяна Петровна вернулась к преподаванию уже в Воронеже, где более девяти лет учит русскому языку и литературе школьников с 5 по 11 класс.
«Ни разу не пожалела, что вернулась в эту профессию. Пришел момент осознания, что это действительно мое», – заключает она.
Философия урока
Для Татьяны Петровны преподавание – это не трансляция знаний сверху вниз, а совместный путь. Ее педагогическое кредо можно выразить одной фразой: «Чувствовать себя на одной ступеньке вместе с ребенком».
«Учитель должен быть соратником, наставником, который твой друг и твой помощник, – объясняет она. – Вот тогда и у ребенка все получается, и учитель получает хорошие плоды своего труда».
Такой подход особенно важен при изучении литературы, где сталкиваются разные мировоззрения. Самые жаркие споры, по ее наблюдениям, вызывают персонажи, чьи поступки идут вразрез с современными ценностями. Например, школьники часто не понимают Катерину из «Грозы».
«Дети говорят: «Из любой ситуации есть выход, почему же тогда Катерина повела себя иначе?» – рассказывает учитель. Чтобы преодолеть эту пропасть между веками, она предлагает ученикам два пути: представить себя на месте героя или мысленно перенести его в современность. Главное – через исторический контекст помочь понять мотивацию персонажа.
Не менее оживленные дискуссии вызывает и Илья Обломов. «Многие говорят: «А что, очень комфортная жизнь. Я бы вот тоже лежал на диване, играл в телефон», – с улыбкой отмечает педагог. Для нее эта мысль – исходная точка разговора о смысле жизни, выборе и активности.
Литература как лекарство
Порой приходится отстаивать ценность книг не только перед детьми, но и перед родителями. Яркий пример – повесть воронежского писателя Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо».
«Иногда родители говорят: «Мой ребенок очень чувствительный, поэтому данное произведение он читать не будет», – делится педагог. В такой ситуации ее задача – тактично, но уверенно объяснить, что подобные книги – важнейший жизненный опыт.
«Такое произведение ребенок должен прочитать хотя бы раз в жизни, чтобы он понимал, что такое душевная боль, учась сочувствию», – убеждена Татьяна Петровна.
Главные книги
На вопрос о любимых писателях педагог отвечает без раздумий: Иван Бунин и Михаил Булгаков.
«Бунин – очень тонкий писатель, который мог передавать запахи, краски, звуки. В этом он был действительно талантом, – поясняет она. – Его сборник «Темные аллеи» можно читать, чтобы понимать человеческую душу».
В творчестве Булгакова педагог ценит сочетание философской глубины и блестящей сатиры, рекомендуя в первую очередь «Мастера и Маргариту» и «Собачье сердце».
Для Татьяны Петровны литература – это не предмет в расписании, а живой диалог с автором и самим собой, инструмент, который помогает и ей, и ученикам лучше понимать жизнь.
Диалог с классикой
Современный учитель − не просто носитель информации: он строит мост между поколениями и эпохами. Татьяна Лапшина своим примером показывает, что миссия педагога сегодня − быть для детей проводником в мир вечных ценностей, которые актуальны всегда, будь то XIX век или эра цифровых технологий. Ее победа на всероссийском уровне − признание того, что такой учитель, чуткий и открытый к диалогу, нужен детям здесь и сейчас.