2024-04-30

Районный масштаб: в выставочном зале на Пушкинской представлено творчество художников Калача

Известно давно и сомнений не вызывает: зачастую работы самодеятельных живописцев, графиков, скульпторов оказываются едва ли не состоятельнее произведений их профессиональных, куда более именитых коллег.

Известно давно и сомнений не вызывает: зачастую работы самодеятельных живописцев, графиков, скульпторов оказываются едва ли не состоятельнее произведений их профессиональных, куда более именитых коллег. Дело тут в эмоциональном посыле: любители, как правило, творят от души и для души, не претендуя на получение регалий-наград и не подчиняясь обязательным формальным установкам. Как следствие – плоды любительского творчества «берут» искренностью и очарованием непосредственности, чему очередное подтверждение – выставка, открывшаяся на днях в зале на Пушкинской.

В экспозиции – труды художников из Калачеевского района Воронежской области. Профессионалы, впрочем, среди них тоже есть (Татьяна и Александр Поплавские и др.), хотя в данном случае разделять авторов на «тех» и «этих» вряд ли стоит. Выставка при всем своем разнообразии (тем, техник, форматов произведений, творческих манер и т. п.) смотрится цельной и сбалансированной – благодаря именно той самой честной эмоции, убедительно поданному настроению, так сказать, «по совокупности». Тут не грех вспомнить банальную сентенцию про любовь к малой родине; звучит надоедливо и плоско, но по сути – чистая правда. Из песни слова не выкинешь…

Понятно, что самый популярный жанр калачеевских мастеров – пейзаж: тамошняя природа на редкость живописна. Настолько, что уже упомянутый Александр Поплавский квалифицировал ее как «левитановскую и поленовскую»: слияние двух рек, причудливый горный ландшафт. Для пленэра фактура – лучше не придумаешь, и пользуются ею художники весьма умело и умно.

Не менее, на мой взгляд, интересны жанровые картины, исполненные большей частью в теплых «деревенских» мотивах: дощатый мостик на камышовом озере, аккуратные курочки у покосившегося забора. Есть и отражения бурной творческой жизни Калача – как, например, яркая масштабная иллюстрация к проводимому на этой земле фестивалю хлеба. В натюрмортах и портретах авторы подчеркнуто оригинальны на уровне идеи: собственное видение предмета в ряде работ определенно в наличии.

Вообще прецедент показа в столице Черноземья «глубинного» творчества в подобном формате заслуживает внимания еще и как замечательный пример для других райцентров: возможностью увидеть и оценить, чем сегодня живет и дышит творческая провинция, с удовольствием пользуются, насколько я успела заметить, многие воронежские ценители изо.


ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ