2024-04-25

Радостные похороны: мексиканский историк, выпускник Воронежского госуниверситета рассказал, почему смерть по-мексикански – это праздник

Радостные похороны: мексиканский историк, выпускник Воронежского госуниверситета рассказал, почему смерть по-мексикански – это праздник
«Горком36» продолжает знакомить воронежцев с историями о знакомых и незнакомых обычаях, традициях и приметах.

«Горком36» продолжает знакомить воронежцев с историями о знакомых и незнакомых обычаях, традициях и приметах.

Ноябрь в северном полушарии и уж тем более в России традиционно считается самым печальным месяцем года. Это время угасания всех сил, всегда маленькая смерть перед началом возрождения солнечных минут уже в декабре. А вот в Мексике смерть празднуют. С 2 ноября, национального Дня мертвых, последующие две недели, а то и весь месяц – настоящий праздник и карнавал смерти. И это уже не про цикличное угасание природы, а о настоящей смерти человека, который ушел, казалось бы, навсегда. В древней традиции майя и ацтеков, безвозвратного ухода нет никогда и ни в чем – а есть только переход. Как мексиканцы поминают своих мертвых? Почему они празднует смерть, и чему нас может научить этот праздник – обо всем этом «Горкому36» рассказал доктор Хавьер Мартинес-Браво  один из самых известных на американском континенте выпускников истфака ВГУ, ученый-археолог профессор Университета Гуанахуато, Мексика.

Хавьер.jpg

– Наш Праздник мертвых включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. С первого дня ноября в каждом мексиканском доме, и даже в кафе и на улицах обустраивается алтарь, на который ставятся фотографии близких умерших. У меня вот две недели назад умер папа, а пять лет назад – мама. Алтарь с их фото, цветами, любимыми их блюдами и напитками в нашем доме – это не только память. Это – наше празднование их вечной жизни. Мои родители остаются со мною навсегда. Потому что у нас, мексиканцев, не такого дуалистичного восприятия человеческого бытия, его четкого разделения на душу и тело, на жизнь и смерть, как это воспринимается в западном мировоззрении. И нет особого превосходства души над телом, как существует в христианской концепции. Для мексиканцев, как и для семитских древних народов, будущее воскрешение – это также воскрешение и тела. Для нас тело и душа связаны неразрывно, и эти невидимые тонкие настройки между земным существованием и потусторонним миром остаются в вечности навсегда. У времени нет линейного счета, поэтому все, что было, и все, что еще предстоит, присутствует для нас здесь и сейчас, в текущей действительности. В общем, празднуя День мертвых, мы празднуем жизнь. А в смерти наших родных и близких видим повод, чтобы снова и снова радоваться непрерывности жизни и нашего претворения в вечность уже сейчас, пока мы сами живы. Устраивая на алтаре любимую еду и напитки наших умерших, мы делаем это именно вот с таким настроением – они живые и сейчас находятся с нами,  рассказывает мексиканский историк.

WhatsApp Image 2020-11-08 at 17.49.49.jpeg

Хавьер Мартинес-Браво объясняет, что в эти дни алтарь и весь мексиканский дом наполняется яркими красками и ароматами цветов семпасучитль (науч.  tagetes erecta). Оказалось, что это так любимые в России ярко рыжие бархатцы. Ими – «цветами для мертвых» в Мексике украшаются могилы, алтари, домашние гостиные, разные учреждения, улицы, кафе. Здесь верят, что чудесный запах и солнечный цвет бархатцев-семпасучитль привлекает души мертвых, возвращает их на землю и заставляет чувствовать себя счастливыми.

 Ведь что такое цветы? Это половые органы растений, то есть сама жизнь в ее наивысшей земной концентрации. Это радует и живых, и мертвых. Но это не означает, что мы слишком любим смерть или наоборот, не воспринимаем ее всерьез. Мы лишь принимаем смерть всеобъемлюще и с большим уважением относимся к этому переходу человека из одного состояния в другое. Только помня о смерти, по-настоящему уважая ее, можно также уважать жизнь и каждый день от нее брать свой максимум. Только так можно быть по-настоящему счастливым. У нас этот алтарь мертвых стоит в доме в течение двух недель, у некоторых людей – весь ноябрь. Но само жизнеутверждающее отношение к мертвым одинаковое у всех. В это время на улицах проводятся даже фестивали – такие уличные «траурные празднования». Они заставляют задуматься о жизненных уроках на всю жизнь, оставленных нам нашими умершими родными и близкими. Я думаю, что и смерть, и жизнь – это всегда повод радоваться. Поэтому у нас, мексиканцев, как и у всех латиноамериканцев, очень много праздников. Их формат сейчас во время пандемии и карантина, конечно же, изменился, и все же мы находим способ отмечать ноябрьские Дни мертвых  вместе. Потому что у нас здесь все-таки преобладает общинный образ жизни – мы делимся друг с другом всем, что есть у каждого, помогаем друг другу во всем. У нас всегда дом открыт и гостеприимен, и кухня, и накрытый стол ждет гостей. Да, не у всех есть богатый стол и большие дома. Но мы все стараемся строить их так, чтобы под одной крышей даже в небольшой квартире жили три, четыре поколения. Эта семейная и вообще человеческая общность без разделения и экзистенциального конфликта «отцов и детей», также как всеобъемлющее понимание нашего бытия без разделения на жизнь и смерть, у современных мексиканцев не меняются с древних времен,  говорит Хавьер Браво.

Справка «Горкома36»

Праздник мертвых проходит в ноябре не только в Мексике, но также в Гватемале, Никарагуа, Гондурасе и Сальвадоре. А сама традиция восходит к приношению ацтеками даров богине Миктлансиуатль. Они сооружали стены с изображением черепов – цомпантли. В современной Мексике в эти дни модно попробовать сладости в виде черепов и фигурок одетых женских скелетов. В Книгу рекордов Гиннесса занесена стена, которую в 2004 году выстроили студенты Национального автономного университета Мексики из 5667 сахарных, карамельных и шоколадных черепов.

В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших — как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов.

Празднование Дня мёртвых в разных регионах имеет свои отличия. Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Для умерших детей приносят игрушки и сладости. Мексиканский Алтарь мёртвых можно увидеть в ноябре даже в Мадриде в дни праздника в Институте Сервантеса. Здесь его строят преподаватели из Мексики.

Сами мексиканцы категорически против любых аналогий их Дня мертвых с американским Хэллоуином.

мексика три.jpg

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ