В дискуссиях о пенсионной реформе российские СМИ как-то незаслуженно оставили в тени почти такую же важную и главное – совершенно бесспорную инициативу президента страны: продлить федеральную программу переселения из аварийного жилья. Об этом Владимир Путин заявил 27 августа на встрече с шахтерами в Кемеровской области. А уже 29 августа председатель набсовета Фонда по содействию реформе ЖКХ Сергей Степашин заявил о начале «тотальной диагностики» аварийного фонда – чтобы посмотреть, «что у нас на самом деле с аварийным жильем». Вопрос, конечно, интересный.
Полузабытое старое
Это значит, что новые пути финансирования не найдены. С осени 2017 года, когда Фонд отчитался о завершении трехлетнего проекта ликвидации ветхого жилья, признанного таковым до 2012 года, шел активный мозговой штурм профильных ведомств: где взять деньги на новую программу? Рассматривались варианты софинансирования со стороны переселяемых жильцов, со стороны регионального бюджета, инвесторов и т. п.
Но быстро стало ясно: жители убогих слободок денег на свое переселение не дадут – наоборот, они предпочитают саботировать программу, желая получить компенсации побольше. И дать им погибнуть под обломками домов тоже нельзя. Как нельзя переложить все траты на субъекты РФ, некоторые из которых и так на грани дефолта.
В итоге – никаких новых региональных программ не будет, будет продолжение старой, для чего выведут из анабиоза и старого же оператора – Фонд ЖКХ.
Подчистка «хвостов»
Поводом для напоминания об этом замысле президента, анонсированном впервые еще в мае 2018-го, послужила жалоба кемеровского шахтера, которого не успели переселить из его трущобы в рамках первого этапа программы. И эта проблема многих регионов: кого-то не успели расселить до осени 2017 года, где-то просто позабыли о паре аварийных домов – разбор полетов по этому поводу был жестким.
В Воронежской области проблемы «хвостов», к счастью, нет. По данным официального сайта Фонда ЖКХ, с 2014-го по 2017 год у нас переселено 8,6 тыс. человек из 430 аварийных домов, и, по состоянию на 1 августа 2018-го, никаких долгов за регионом не числится.
Особенно достойно выглядит областной центр. Здесь за трехлетие благополучно расселили 4 тыс. человек (по данным управления жилищных отношений горадминистрации). Более того – наш город нашел возможность запустить муниципальную программу – с тем, чтобы при поддержке регионального бюджета до 2024 года ликвидировать все оставшиеся 65 аварийных домов. Более того, на их месте будут возводиться не архитектурно-бандитские «свечки», а новые скверы и спортплощадки.
А если еще в рамках возобновленной федпрограммы несколько миллиардов придут из центра в наш край, проблемы будут решены даже с учетом неизбежного пополнения аварийного фонда. Ориентировочные цифры пока сильно различаются, но при пропорциональном распределении по территориям они могут составить для Воронежской области 1,5-4 млрд рублей – в любом случае, это никак не меньше уже освоенного по этой статье.
Верхушка айсберга
Все это звучало бы совсем хорошо, если бы не одно «но». В статистику не вошли порядка 600 домов из муниципальной программы реконструкции заселенных территорий – почти вдесятеро больше реестровых 65 домов. В основном это двухэтажки послевоенной постройки, изначально имевшие статус временного жилья, но уже пережившие и некоторые «вечные» дома.
Когда в 2009 году гордума принимала эту программу, предполагалось, что за ветхие кварталы будут буквально драться застройщики – и в итоге они возьмут на себя и снос, и расселение, и проектирование новых комплексов. Но первичный интерес наших доблестных строителей к теме быстро остыл: обладатели мощных лоббистских ресурсов уже к тому времени зарезервировали себе участки на годы работы вперед, и даже строгие поручения властей и обещание преференций не помогли запустить программу на должную мощность. Вместо сотен квартир за год в среднем расселялись три-четыре.
В ловушке собственных благих пожеланий оказались и гордумцы. Пришел 2016-й – год завершения программы, а там конь, считай, и не валялся С кого спрашивать о провале? Ну, депутаты себя вывели из неприятной ситуации просто: продлили программу до 2030 года – а там либо ишак сдохнет, либо падишах помрет.
Но может случиться и другое – массовые обрушения ветхих конструкций. Как только эти дома попали в муниципальные списки, они стали невидимыми для федеральных программ. Их не включают ни в реестр аварийных, ни в список капремонта (хотя деньги по этой статье взимаются с жильцов в обычном порядке). Речь о дворовой реновации, разумеется, тоже не идет.
Этих облезло-желтых домов – порядка 400, и все они примерно в одинаковом состоянии. Даже те строения, что могли бы еще служить людям, сегодня доведены до процессов необратимого распада полным равнодушием коммунальных служб. Чем чаще появлялись слухи о скором сносе этих кварталов, тем крепче на них «забивали» коммунальщики.
В это же время дома со статусом аварийных сносились, и в целом состояние фонда улучшалось. В итоге состояние среднестатистического «ветхого дома» в Воронеже хуже, чем «аварийного».
Актуальные вопросы русской терминологии
Любопытное наблюдение. Владимир Путин в Кемерове четко говорил о «программе переселения из аварийного жилья» – но каждый второй комментатор приписал ему выражение «ветхое и аварийное». Страшная путаница в головах не только у коллег, но даже и у профильных чиновников. «Ветхим» жильем принято считать дом с 65-процентным износом – но нет самого такого юридического термина. Термин «аварийное жилье» есть, но нет жестких критериев: каждый дом исследуют индивидуально, в основном на наличие угрозы обрушения здания. Дом без воды, канализации, штукатурки могут не признать аварийным. А могут и признать .
Мэр Воронежа Вадим Кстенин в беседе с корреспондентом «Горкома36» высказывал твердое убеждение: все ветхие дома следует признать аварийными – это не только путь откроет к федеральному софинансированию, но и решит проблемы бесконечных судов, которые затевают обитатели «ветхих» домов – а именно этот фактор застройщики признают до сих пор главным тормозом программы. Схема расселения аварийного фонда лишних тяжб не подразумевает.
И, кажется, такая позиция воронежского мэра скоро получит правовую основу. Минстрой России решил упростить включение жилых домов в аварийный реестр, разработав новый регламент оценки жилых строений. Осенью проект будет внесен в Госдуму и, в случае принятия, заработает с 1 января 2019 года, сообщают "Известия". Новые критерии пока не разглашаются, что слегка настораживает: неужели лучшие ведомственные умы, не сумевшие выдать формулу аварийности за 20 лет, сумеют сделать это к октябрю – с тем, чтобы принять ее единым пакетом с новой программой борьбы с аварийностью? Будем с нетерпением ждать заветных слов.
Но, сформировав новые «сносные списки», мы можем получить и новые риски. Что сделает умный воронежский застройщик, если увидит, как в ветхом квартале снесли аварийный дом по госпрограмме? Он пользуется фактом удешевления проекта и немедля приступит к его реализации. Что сделает особо умный воронежский застройщик? Правильно – он подождет, когда все дома в квартале снесет государство, и ему достанется чистая площадка.