За президентским КамАЗом двигалась колонна из тридцати грузовиков с мостостроителями, которые испытали мост на прочность. Участие в параде КамАЗов приняли представители мостоотрядов из разных регионов страны. Среди них ведущие специалисты отрасли, прошедшие глобальные стройки: БАМ, подготовку к саммиту АТЭС во Владивостоке, Универсиаде в Казани, Олимпиаде в Сочи, сообщили в инфоцентре "Крымский мост".
Самый длинный мост в Европе
Чуть ранее глава государства ознакомился с готовностью Единого центра управления дорожным движением и всех эксплуатационных служб к работе транспортного перехода. Под контролем специалистов Центра находится вся дорожная ситуация. 18 диспетчеров разных служб следят за ней круглыми сутками. Сюда в режиме онлайн стекается вся информация о передвижении машин. Тут же происходит обработка данных мониторинга инженерных систем и конструкций, как то: анализируется состояние опор, пролётных строений и арочных пролётов Крымского моста.
Сопровождавшие президента и. о. министра транспорта России Максим Соколов и глава компании «Стройгазмонтаж» Аркадий Ротенберг по ходу дела докладывали главе государства о готовности к запуску первой очереди моста через Керченский пролив.
Мост, соединивший Крым с Краснодарским краем, образно говоря, взял золотую медаль на первенстве самых длинных мостов в Европе (его протяжённость составляет 19 километров), оттеснив с пьедестала знаменитый вантовый мост Васко да Гама в Лиссабоне (17,2 километра).
Крымский мост, соединивший Таманский полуостров, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла, потом пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Мост состоит из двух параллельно расположенных частей — железнодорожной и автомобильной. Его пропускная способность — 40 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки, 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов в год. Строительство моста обошлось примерно в 6,9 миллиарда рублей.
Движение началось
В начале текущего месяца, 9 мая, заказчик строительства Крымского моста — управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» — принял его автодорожную часть. А сегодня, 16 мая, в 05:30 было открыто постоянное автомобильное движение по мосту, на полгода раньше предусмотренного госконтрактом срока.
Проезд для легкового транспорта и пассажирских автобусов открыли одновременно с двух берегов Керченского пролива — по две полосы в каждую сторону.
Ранним утром с таманской стороны выдвинулась колонна автомобилей и мотоциклистов. Право проехать первыми было предоставлено местным жителям, строителям моста, ветеранам. Присоединился к ним и официальный представитель МИД Мария Захарова.
В то же время со стороны Крыма двинулась украшенная российскими флагами колонна жителей полуострова, также открывая постоянное движение. На автоподходе к мосту в Керчи к началу движения собрались сотни автомобилей. В главе колонны мотоциклистов проехал известный байкер «Хирург» (Александр Залдостанов).
Выехавшие навстречу друг другу из Крыма и Кубани автоколонны вскоре встретились в кульминационной части моста — на автодорожной арке.
Только за первый час со стороны Крыма проехало более 600 транспортных средств и более 500 — со стороны Кубани.
Автомобильная часть оборудована 60 дорожными знаками. По мосту разрешено ездить со скоростью до 90 километров в час, останавливаться запрещено.
Путин ускорил процесс
Что же касается движения по мосту грузовиков, то его запустят осенью нынешнего года, а пока они продолжат передвигаться между полуостровом и материком на паромах. Железнодорожное сообщение будет введено в декабре 2019 года.
– Поздравляю вас. Это первый участок, первая линейка, но, наверное, самая важная, – обратился в своей речи к мостостроителям Владимир Путин. – Не сомневаюсь, что у вас получится к осени запустить грузовую часть и закончить через год железнодорожную часть.
В послании Федеральному Собранию в начале марта Путин сообщил, что автомобильное движение по Крымскому мосту откроется уже через несколько месяцев. Чуть позже, в середине марта, президент РФ приехал на Крымский мост, где осмотрел готовый участок автодорожной части мостового перехода и побеседовал со строителями. Общаясь с ними, Путин высказал пожелание, чтобы люди могли начать пользоваться им уже в наступающем летнем сезоне.
Участником «стройки века» стал и Воронеж
Продолжая свою речь на митинге-концерте в честь открытия Крымского моста, президент РФ Владимир Путин сказал: «Хочу поблагодарить организаторов этого проекта. Они без всякого преувеличения поставили общегосударственные, национальные интересы выше личных и групповых. Хочу поблагодарить сапёров, которые здесь начали работать, сейчас мы об этом вспоминали, экологов, археологов, учёных, конструкторов, инженеров, рабочих. Свыше 10 тысяч человек работают на этой стройке, в пик – более 15 тысяч, почти 220 предприятий-смежников. По сути, на этот объект работала вся страна».
И это так. Вместе со всей страной активное участие в «стройке века», как неустанно её называли в СМИ, приняли и воронежцы. Металлоконструкции для временного моста через Керченский пролив из столицы Черноземья начали поставлять ещё в январе 2016 года. Изготовило их ЗАО «Воронежстальмост».
В одном из своих интервью гендиректор ЗАО Андрей Боровиков признавался, как долго его предприятие ждало проекта «Керченский мост».
– Это была целая эпопея. Проект долго согласовывался и потом ещё дорабатывался. Но вот, наконец, 20-21 февраля (2016 года. – Прим. авт.) была подписана экспертиза проекта. Вот с этого числа мы стали реально смотреть на жизнь. Благо, помимо самого моста было много дополнительных сооружений, над которыми уже можно было работать, – рассказывал Андрей Боровиков.
Первые металлоконструкции для строительства самого Крымского моста поступили из Воронежа 19 мая 2016 года, то есть ровно два года назад. В торжественной церемонии их отгрузки участвовал тогдашний глава региона Алексей Гордеев, руководство, работники и ветераны завода, партнёры предприятия из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, а также представители заказчика.
В первую партию отгрузки вошли четыре балки пролётных строений моста общим весом около 50 тонн. Эти металлоконструкции стали частью пролётов как раз автомобильной трассы мостового сооружения. Помимо этого, завод изготовил металлоконструкции арочных пролётных строений автодорожного и железнодорожного мостов, входящих в состав мостового перехода через Керченский пролив. Для возведения моста ЗАО «Воронежстальмост» произвело в общей сложности около 20 тысяч тонн продукции. Для создания различных частей моста предприятие использовало передовые технологии в области сварки и обработки металла.
Алексей Гордеев напомнил тогда собравшимся на церемонии, что Керченский мост пытались строить ещё с 1901 года.
– Ещё 100 с лишним лет назад был первый проект. Попытка была ещё в царской России построить мост — помешала Первая мировая война. Затем, уже в советское время, до Великой Отечественной войны, был спроектирован мост и, кстати говоря, тогда заказаны были все металлоконструкции в Германии, потому что своей профильной промышленности ещё не существовало. И вновь началась война. История этого проекта, этого сложного инженерного сооружения очень интересная. То, что этот проект уже в XXI веке осуществляется, даёт уверенность, что его построят в кратчайшие сроки. И очень престижно для области, что именно «Воронежстальмост» выиграл конкурс и является одним из ведущих поставщиков по металлоконструкциям — балки, пролётные строения. Это, конечно, гордость для всех нас, — сказал экс-губернатор региона Алексей Гордеев.
Затем 29 августа 2017 года была осуществлена уникальная масштабная операция по установке единственной в своём роде железнодорожной арки Крымского моста, также изготовленной в Воронеже. Арку подняли на фарватерные опоры и закрепили на высоте 35 метров от воды.
Длина арки составила 227 метров, высота – около сотни метров. Огромные габариты и высота позволяют пропускать морские суда. Вес всей конструкции составляет более шести тысяч тонн, поэтому из Воронежа в Крым арку переправляли по частям, отгружая до 800 тонн продукции в месяц. Последний элемент весом в 30 тонн был отправлен в мае 2017-го.
В октябре того же года мостостроители осуществили ещё одну сложнейшую операцию – подняли на фарватерные опоры (на высоту 35 метров от уровня моря) и автодорожный арочный пролёт Крымского моста весом около 5,5 тыс. тонн. Арка также была изготовлена на заводе «Воронежстальмост».
Автомобильную арку к месту установки транспортировали при помощи плавсистемы, движение которой обеспечивали несколько судов. На подъём конструкции ушло около пяти часов. Арку закрепили «ветровыми связями» в ночь на 13 октября 2017 года, после чего возобновили движение по Керчь-Еникальскому каналу, ограниченное на период морской операции.
Фото most.life
Кстати
АО "Воронежстальмост" образовано в 1991 году на базе Воронежского мостового завода, основанного в 1948 году по решению правительства СССР для восстановления мостов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. Предприятие – одно из крупнейших в России в области мостостроения, специализирующееся на изготовлении металлоконструкций для железнодорожных, автодорожных, пешеходных и городских мостов. Здесь работают около 1,8 тысячи человек, в том числе инженерно-технические работники сварочного производства и сварщики, аттестованные в национальных и международных аттестационных центрах.
Справка "Горкома36"
Президент распорядился построить мост через Керченский пролив в апреле 2014 года. Работы начались в феврале 2016 года.
Заказчиком со стороны Крыма стала Служба автомобильных дорог республики, подрядчиком — АО "ВАД". Исполнителем работ по проектированию и возведению выступило ООО "СТРОЙГАЗМОНТАЖ". Генеральный проектировщик — АО "Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург".
Особенность проекта состоит в том, что мост "вырастал" из земли или воды вверх одновременно по всей длине. Конструкция держится на 595 опорах, две самые мощные установлены на фарватерах и обеспечивают судоходный коридор. Два самых больших арочных пролёта длиной по 227 метров каждый весят более 10 тыс. тонн. Только для того, чтобы придать им яркий белоснежный цвет, понадобилось 100 тыс. литров краски.