В этом всегда и была магия театра: тебе становилось легче и ты становился лучше. Потому что ты не выходил из его стен «пустым». Ты очаровывался, впечатлялся, получал пищу для размышлений, плакал и смеялся, внутренне спорил с создателем или даже гневался – но никогда не случалось так, что говорить об увиденном не хотелось. Сейчас это происходит.
С одной стороны, из-за того, что там – абсолютная асистолия мысли и обсуждать по большому счету нечего. А с другой, потому что, хотя какие-то из работ, безусловно, талантливо сделаны, художники сами перестали верить в силу искусства либо забыли о его истинном предназначении.
Что это, если не кризис в искусстве? И это на том небывалом подъеме, на котором сейчас находится театральная жизнь: билеты достать почти невозможно. Когда места в залах пустовали, просили поддержки у власти. Ну вот, держите, «Пушкинская карта». Высокая конкуренция с кинотеатрами? Тут геополитическая ситуация – не сочтите за саркастическое глумление – сыграло на руку. Кинотеатры выживают как могут. Зритель не просто идет в театр, он туда торопится! А что в афише? Вернее, не так. Что стоит за названиями, которые предлагаются к просмотру?
Пустота и потеря веры в силу искусства поразила сегодня лучших художников (режиссеров) наших театров. Что-то их отвлекает от совместного пути с поэтом «по душевной линии его произведения к потайным дверям собственного художественного сверхсознания» (К. Станиславский). Но любой кризис конечен. Я верю.