2024-12-22

«Пушкинские игры»: в центре города воронежцы наблюдали парад-дуэль (ФОТО, ВИДЕО)

Дирекция фестиваля продолжает экспериментировать с форматом театрализованного шествия: в прошлом году оно состоялось в вечернее время, что позволило артистам использовать светящиеся элементы декора костюмов, в этот раз – организаторы предложили совершенно новый сценарий.

Сегодня, 12 июня, в Воронеже состоялся театральный парад – пожалуй, самое зрелищное событие Платоновского фестиваля искусств.

Дирекция фестиваля продолжает экспериментировать с форматом театрализованного шествия: в прошлом году оно состоялось в вечернее время, что позволило артистам использовать светящиеся элементы декора костюмов, в этот раз – организаторы предложили совершенно новый сценарий. Представление стало единым уличным спектаклем, а темой – произведения Александра Пушкина, его биография и мифы, связанные с его личностью. Парад получил название «Пушкинские игры».

По центральным улицам города прогулялись ожившие персонажи произведений Пушкина – «Сказки о царе Солтане», «Руслана и Людмилы», «Дубровского», «Бориса Годунова» и других. Шествие напоминало своего рода «книгу» об Александре Сергеевиче – здесь был и пролог, и кульминация, и апофеоз. Над концепцией театрализованного представления трудились 57 художников и режиссеров арт-группировки КТОМЫ. Руководителем группы стала главный художник московского электротеатра «Станиславский» Анастасия Нефедова.

– Когда Михаил Бычков (художественный руководитель Платовфеста. – Прим. авт.) предложил мне сделать парад, я согласилась, долго не раздумывая и не задумываясь о последствиях, – призналась Нефедова. – 100-150 костюмов, о которых шла речь, создать для нас не проблема, в электротеатре масштабы куда мощнее – 250-350 костюмов в одном проекте. Парад, который мы сделали, это какая-то встреча с Александром Сергеевичем в новом смысле. Мы, к примеру, представили настоящий бюст Пушкина, а также несколько проектов памятников писателю – их мы подарили городу.

Все участники парада – это не канонические пушкинские образы, а персонажи в том виде, в котором они могли бы жить сейчас – в эпоху интернета, клипового сознания и масс-культуры. Всего в нем были заняты 15 групп, каждая из которых воплощала один из сюжетов Пушкина. Участники разыгрывали мини-спектакли и перформансы, танцевали и читали стихи, устраивали рок-концерты и взаимодействовали со зрителями.

– В основе композиции шествия – метафизическая дуэль между Пушкиным-творцом и Пушкиным-человеком, в которой Воронеж стал секундантом – свидетелем непрекращающейся дуэли между художником и личностью, – добавила Анастасия Нефедова. – Это сквозная тема всего парада. Такой ход редко используется в подобных мероприятиях.

Зрители позитивно оценили старания художников и артистов: в жаркие выходные они прошлись на ходулях, проехались на роликах и самокатах, продемонстрировали свои сложные костюмы. Но вот место проведения воронежцев и гостей города явно расстроило – впервые за все время артисты прошлись не по проспекту Революции, а по улице Кирова. Изменения, напомним, связаны с прибытием в Воронеж сборной Марокко по футболу и закрытием проспекта для проведения массовых мероприятий.

– Мы постоянные зрители театрального парада, каждый год приходим посмотреть на это зрелищное и яркое мероприятие. В этот раз нас привлекло то, что структуру парада изменили – да, не приехали зарубежные гости и не показали свой театр, но мы смогли увидеть, что наши режиссеры и художники ничуть не хуже! Потрясающая русалка (ею, кстати, управляла команда из 18 человек. – Прим. авт.), голова витязя из поэмы «Руслан и Людмила» (собрана из пластмассовых бутылок. – Прим. авт.), расписанные стихами барышни (изучая родословную Пушкина, команда КТОМЫ узнала, что Пушкин расписывал своих любовниц стихами, решено было взять этот образ для парада. – Прим. авт.), – рассказала жительница Воронежа Ольга Кисленко. – Но вот выбор улицы разочаровал. Никак не могли найти удачное место для просмотра, что-то, наверное, пропустили.

В тему

Интенсивная подготовка к параду началась в Воронеже в начале июня. Для этого арт-команде КТОМЫ выделили подвальные помещения в Доме губернатора, где режиссеры и художники собирали декорации и готовили костюмы. Среди участников шествия – много воронежцев. Двух афроамериканцев, которые во время парада сопровождали юного Александра Пушкина, режиссеры нашли прямо на улице и предложили им стать артистами, те – согласились. Впервые была проведена репетиция шествия.