2024-12-28

Провинциальные штучки: Воронеж услышал джазовые стандарты и жанровые эксперименты

И повторилось «все, как встарь»: в начале ноября столица Черноземья снова на неделю стала настоящей джазовой Меккой.

И повторилось «все, как встарь»: в начале ноября столица Черноземья снова на неделю стала настоящей джазовой Меккой. Чудесное превращение произошло благодаря фестивалю «Джазовая провинция», который вот уже в пятнадцатый раз обернулся серией замечательных концертов в Воронеже.

Верменич и Фицджеральд

И сразу же – ремарки. Во-первых, это у нас фестиваль проходит в 15-й раз. А вообще-то он – 22-й по счету (курская по месту рождения «Джазовая провинция» сегодня охватывает великое множество городов). Во-вторых, фестиваль ни много ни мало международный. Откровенно местечковые «песни и пляски» перемежаются с выступлениями лауреатов «Грэмми», исполнение джазовых стандартов – с новейшими полистилистическими наработками молодых музыкантов. А сами концерты соседствуют с выставками, мастер-классами и творческими встречами. То есть сегодня «Провинция» – уникальное ассорти, в котором буквально каждый меломан без труда найдет то, что интересно именно ему.

На сей раз у фестиваля – еще более крепкая, чем обычно, связь с нашим городом. «Джазовую провинцию – 2017» посвятили памяти Юрия Верменича, ушедшего из жизни в прошлом декабре. Юрий Тихонович – легенда воронежского джазового движения, человек, сумевший сделать для музыкальной культуры в непростые советские времена столько, сколько не удалось даже именитым музыкантам. Он истово популяризировал джаз всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Не обошел фестиваль вниманием и памятную дату – столетие со дня рождения великой джазовой певицы Эллы Фицджеральд. Оно и понятно: влияние дивы на музыку XX и даже XXI века настолько велико, что приемами и фирменными интонациями певицы до сих пор пользуются многие (особенно начинающие) вокалистки.

Такие не забываются

И все бы хорошо, но в этом году снова всплыла проблема, которая преследует «Джазовую провинцию» с момента ее появления в Воронеже: в городе попросту нет адекватной концертной площадки для проведения мероприятия такого формата. Зал филармонии? Для академической музыки – самое место. А для джаза – явное «не то», энергетически и эстетически. Хваленый Event-Hall? Тонны пафоса и регулярные Киркоровы в афише. Книжный клуб «Петровский»? Отличная площадка, но для больших концертов непригодная априори – в силу габаритов зала. Тем не менее четыре музыкальных дня из шести «Провинция» провела именно там. И это, думается, на сегодня выбор оптимальный. Хотя со мной вряд ли согласятся те, кто весь первый день пытался «штурмовать» зал «Петровского».

Дело в том, что на выступления «Джазовой студии Игоря Файнбойма» и коллектива джазового отделения Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей организаторы сделали бесплатный вход. Тут-то и проявился интерес воронежцев к джазовой музыке, оказавшийся по факту значительно выше предполагаемого. Народ хлынул приобщаться к прекрасному так, как мало кто ожидал. В итоге на концерт пришло в разы больше людей, чем физически мог вместить зал…

Второй фестивальный день в «Петровском» открыло выступление невероятно обаятельного американца Дерека Брауна. У парня есть собственный канал на YouTube – Beatbox Sax. Видео на этом канале набирают миллионы просмотров. Неудивительно: Браун демонстрирует то, чего больше не делает никто в мире. Он играет на саксофоне, одновременно губами изображая перкуссию и умуд­ряясь между этими немыслимыми манипуляциями еще и петь! Совершенно неясно, как при этом музыкант успевает дышать. Вдобавок – парень очень забавно говорит по-русски, причем его возможности выходят далеко за рамки дежурных «привет-спасибо». Пожалуй, Браун стал одним из самых ярких открытий «Джазовой провинции – 2017». Он – из тех музыкантов, которые не забываются.

Соло на печатной машинке

Арт-ансамбль «Архангельск», выступивший во втором отделении, – союз музыкантов, в свое время игравших с основателем северной школы джаза Владимиром Резицким. Сегодня в их музыке много фолковых мотивов, явный акцент на деталях, реверансы чуть ли не блюзу (!). Хронологически масштабные произведения оставляют ощущение открытости и спокойствия. На «Джазовой провинции» коллектив, помимо прочего, представил новую, пока еще не записанную вещь под названием «Тройка».

Что же касается последующих дней… На «провинциальную» сцену в этом году снова выходил прославленный духовик Аркадий Шилклопер. Почему снова? Потому что воронежцы уже видели его в разных коллективах – в частности, несколько лет назад в составе Moscow Art Trio. Теперь же Шилклопер показал сольную программу, исполнив несколько вещей на таких экзотических инструментах, как альпийский рог, валторна и флюгельгорн. А еще задействовал современный электронный девайс – лупер. «Всегда, когда я настраиваю прямо на сцене электронику, мне вспоминается «Бриллиантовая рука», – поделился с залом музыкант. – Так и хочется постоянно говорить: «Брюки превращаются, превращаются брюки…»

Вскоре то, во что превратились-таки «брюки», уступило место молодому московскому коллективу Block[BASS]ter. Его лидер, трубач Антон Силаев, «в миру» – кинокомпозитор. Возможно, поэтому музыка команды весьма кинематографична. А их концерт – симбиоз музыки и видео-арта. По звуку это что-то вроде дарк-джаза, нуар-джаза. Со щедрой порцией трип-хопа. Термины, может, для кого-то страшные, но вот музыка – очень органичная. А использование терменвокса и барабанщик, играющий в одной из вещей на печатной машинке, – дополнительные фишки, на глазах изумленной публики создавшие неповторимую атмосферу. Браво!

Знойное ноябрьское латино

Хедлайнер фестиваля, пятикратный обладатель «Грэмми», мексиканский пианист Артуро О’Фаррилл и его квинтет показали, что такое настоящий латино-джаз. Молодежь, фанатеющая от Markscheider Kunst, была в полном восторге. Люди старшего поколения после выступления О’Фаррилла в очередной раз глубокомысленно отмечали, что «фирма есть фирма». Равнодушных, как и недовольных, не оказалось.

А вот трио экс-музыканта «Арсенала», пианиста Дмитрия Илугдина, к сожалению, раскрыться толком не успело. Именно не успело – фестивальный формат «приговорил» коллектив к весьма короткому выступлению. Жаль: то, что мы все-таки услышали – очень круто. Мягкое, трогательное звучание, нелинейный мелодизм, уют, воплощенный в музыке.

Вместе с «Трио Дмитрия Илугдина» выступила певица Алина Ростоцкая, исполнившая, помимо прочего, сефардскую песню XV века «Смуглянка». А также – «Колыбельную для Агафьи», которую написала для своей дочери. Вышло симпатично, но, по субъективному ощущению, без певицы было бы интереснее.

Наверняка, впрочем, опять найдутся несогласные. Но фишка «Провинции» именно в том, что далеко не все пункты ее разношерстной программы должны нравиться одинаково. И если по итогам концертных сетов даже случайный гость фестиваля откроет для себя одно-два имени, которыми искренне заинтересуется, проект можно и нужно считать удавшимся.

Сергей ПОПОВ