В Воронеже в скором времени стартует реализация анонсированного более года назад проекта, предусматривающего введение системы безналичной оплаты проезда в городском транспорте.
Правда, пока терминалами оборудуют только троллейбусы – если все пойдет по плану, то их пассажиры смогут оценить нововведение ориентировочно уже весной. Во сколько обойдется «безналичный» билет и с какими сложностями может столкнуться при запуске программы предприятие-перевозчик, выяснил корреспондент «Горкома».
От замысла до воплощения
Появления терминалов в городском транспорте воронежцы ждут не один год: различные вариации системы безналичных расчетов в маршрутках обсуждаются с 2013 г. За это время менялись концепции, на реализацию которых ориентировался муниципалитет: сначала речь шла о возможности создания электронного проездного, затем от этой схемы было решено отказаться. В 2016 г. представители горадминистрации объявили, что рассматривают предложения нескольких компаний, готовых организовать оплату проезда в транспорте по безналу – в числе возможных партнеров, в частности, назывался ПАО «Сбербанк». Однако внедрение новации постоянно откладывалось – сроки старта проекта неоднократно переносились, так что некоторые скептики уже начали сомневаться в том, что в обозримом будущем увидят терминалы в воронежских маршрутках.
И зря: в конце декабря прошлого года единственный муниципальный перевозчик столицы Черноземья МКП «Воронежпассажиртранс» заключил с ПАО «Сбербанк» договор на оказание услуг эквайринга – проведения операций оплаты проезда, совершенных с использованием банковских карт. В рамках пилотного проекта терминалами, с помощью которых пассажиры смогут расплатиться за билеты, оборудуют пока не весь транспорт предприятия, а только троллейбусы – предполагается, что подобная схема позволит оценить целесообразность расширения эксперимента и на автобусы.
Система «для ленивых»
Основные черты механизма безналичной оплаты проезда прописаны в аукционной документации. Ключевым отличием системы, опробовать которую предложат воронежцам, станет использование для покупки билета обычной банковской карты – создания отдельных продуктов, например, электронных проездных, не предусмотрено. Причем механизм оплаты также будет упрощен: для проведения транзакции пассажирам достаточно будет поднести карту к терминалу со считывающим устройством, а вводить пин-код или верифицировать платежи с помощью смс-сообщений не придется. Система, по большому счету, не потребует от пользователей никаких дополнительных усилий: средства будут списываться со счета клиента, как и при любой покупке в магазине, так что воронежцы будут избавлены от необходимости специально вносить деньги на «транспортные» расходы.
По условиям договора «Сбербанк» предоставит перевозчику все оборудование и программное обеспечение. Также кредитная организация возьмет на себя и организацию подключения терминалов к Интернету – собственно, без доступа к сети провести транзакции просто невозможно. Причем в горадминистрации уверяют, что терминалы будут обслуживать карты всех банков – так что открывать новые счета только ради возможности рассчитываться в троллейбусах по безналу не нужно.
Правда, есть и существенный минус: оборудование сможет принимать только карты трех платежных систем – Visa, MasterCard и «Мир». А вот у обладателей карт Maestro воспользоваться новацией не выйдет: как пояснили в мэрии, ограничение объясняется тем, что сервис не предусматривает проведения платежных операций без ввода пин-кода.
- Сроки запуска проекта зависят от «Сбербанка»: сервис начнет работать, как только они будут готовы начать обслуживание программы, - отмечают в горадминистрации. – Терминалы будут установлены на троллейбусах, обслуживающих все четыре маршрута – а это около 50 машин, – поэтому времени на монтаж потребуется немного.
Комфорт или безопасность?
Сторонников нововведения в Воронеже имеется достаточно: в рамках различных обсуждений эксперты неоднократно заявляли, что возможность оплачивать проезд в городском транспорте по безналу уже давно стала насущной необходимостью и едва ли не признаком современного мегаполиса. Те или иные варианты электронных расчетов за проезд давно используются не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Новосибирске, Тюмени, Ростове и Новосибирске. Удачные примеры реализации подобных проектов есть и в Черноземье: например, специальные транспортные карты в ходу в Липецке, Орле и Губкине (Белгородская область). Казалось бы, с какими сложностями может столкнуться наш город, раз принцип так широко апробирован?
Однако, по мнению сопредседателя воронежского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Юрия Новикова, возможных проблем достаточно – от необходимости создать эффективную систему контроля над водителями троллейбусов в части их работы с наличными до вопросов безопасности.
- Речь идет об очень серьезном объеме работы: требуется отладить оборудование, организовать обслуживание серверов, выстроить механизмы процессинга, причем в оперативном режиме – чтобы на предприятии максимально быстро получали информацию о том, что происходит на конкретном маршруте, как изменяется пассажиропоток, - считает общественник. – Сомнительно, что «Сбербанк» успеет выполнить все эти требования в столь короткое время – к весне.
Также эксперт усомнился в целесообразности введения безналичной системы оплаты на машинах только одного предприятия – по словам представителя организации, механизм будет успешным лишь в случае запуска сразу у всех перевозчиков.
- Насколько я знаю, в тестовом режиме возможность безналичной оплаты проезда уже была введена на двух троллейбусах. Но система популярностью пока не пользовалась: в среднем с помощью карт рассчитывались два-три человека в день, - добавляет он. – Так что сейчас это – аттракцион для единиц.
Кроме того, в качестве значительного риска эксперт указывает на вопросы безопасности новой системы.
- Многие люди до сих пор боятся рассчитываться с помощью карт в Интернете, не оплачивают с их помощью даже госуслуги, а тут значительно менее защищенная система, да еще и без всякой верификации, - отмечает Юрий Новиков. – Если ни один злоумышленник не попытается воспользоваться этим оборудованием, я очень удивлюсь.
Оправдаются ли опасения общественника, горожане смогут проверить уже скоро. Остается лишь надеяться на то, что в «Сбербанке» учтут все обозначенные риски, чтобы пилотный проект не стал и финальным.
Кстати
Стимулировать пассажиров переходить на безналичную систему расчетов за проезд планируется с помощью небольшой скидки: в мэрии поясняют, что стоимость билета при таком способе оплаты составит 13 руб. А для тех, кто решит платить по старинке – наличными, цена останется прежней, 15 руб.
Цифирь
2,5% от каждой операции возьмет за свои услуги банк.
В тему
Согласно конкурсной документации, руководство МКП «Воронежпассажиртранс» рассчитывает перевезти за безнал 251,75 тыс. пассажиров (10% от общего объема) только в первом полугодии 2017 г. Финансовый результат при этом должен составить 3,776 млн руб.