2024-03-29

Проделки хитроумного Скапена в театре «Неформат» спасли влюбленных и обеспечили им родительское благословение

Проделки хитроумного Скапена в театре «Неформат» спасли влюбленных и обеспечили им родительское благословение
Два грозных отца возвращаются из плавания, чтобы разлучить своих сыновей с их бедными избранницами, но хитроумные проделки слуги Скапена помогают влюбленным остаться вместе. В театре «Неформат» (на сцене Дома актера) режиссер Антон Тимофеев представил спектакль по классике французской драматургии – «Плутни Скапена» Жан-Батиста Мольера.

Мы привыкли не ждать от творческих объединений, небольших частных театров вау-эффекта – не то финансирование, не всегда профессиональные артисты, да и режиссерами часто выступают сами актеры. Но, как намекнул коллега по цеху, зато у них ответственность перед зрителем выше. Так-то оно так, но поймала себя на мысли, что с учетом всех этих обстоятельств иду к ним как будто с чувством снисходительности. Что зря. Не все получается, но это честно и без халтуры.

Сочиняя «Проделки Скапена», Мольер, как известно, вдохновлялся комедией дель арте, а потому в его тексте присутствуют и комический старик Панталоне (Жеронт), и пары влюбленных, да и сам Скапен представляет маску первого дзанни Бригеллы. И хотя Мольер использовал в том числе и идеи современников, эта, как принято писать про французские постановки, искрометная комедия больше напоминает сюжет для классического площадного театра.

Скапен 3.jpg

Но в трактовке Антона Тимофеева сценическому оформлению не дано лоска или помпезности: быть может, от скромного бюджета театрального центра, а быть может, просто от ненадобности другого. Костюмы аккуратные, в единой цветовой гамме и даже позволяющие установить родственные связи между персонажами. Оттенки голубого, оборки на рукавах, позолоченные пуговицы и разные цацки, а еще некая истеричность существования (хотя это уже не про одежду) – все это присуще семейству Арганта. На истинные корни цыганки Зербинетты также «намекает» элемент ее платья. Семейство Жеронта в этой постановке по-военному опрятно, хотя нет-нет да может где-то изгваздаться, когда, к примеру, старший из них, обведенный вокруг пальца слугой, лезет в грязный мешок.

Музыкально, динамично, а главное не скучно наблюдать за этими персонажами. Скапена играет сам Антон Тимофеев. Легко и свободно ему в этой роли, как чайкам, парящим над морем (на заднике). За юмор в этой истории отвечает актер Михаил Баркин, исполняющий роль Арганта. Вычурная прическа, элегантный костюм, гротескная манера существования позволили артисту создать яркий и запоминающийся образ. Впрочем, чтобы эта история получилась абсолютно смешной, игру многих актеров хочется сильно приправить оттенками фарса, чтобы до неправды, до безумия гротескно и до истерики смешно.

Эту пьесу ставили в десятках российских городов: с ударной установкой в «Сатириконе», классическими париками в Рязанском драмтеатре, древними орудиями казни – в нашем РАМСе в Россоши. И трактовка Антона Тимофеева на этом фоне уж точно выглядит не бледно. Надо смотреть!

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ