Фестиваль «Формат Вольховского» открылся работой принимающей стороны – поэтическим и сложным спектаклем воронежских кукольников «Анна Ахматова. Поэма без героя. Реквием». Этот спектакль в постановке арт-директора театра «Шут» Светланы Дремачевой презентовал и сам «формат Вольховского», в который в последующие дни так гармонично вписались работы всех участников фестиваля. В результате театральный форум получился не только разнообразным и колоритным, но полностью выдержанным, завершенным «арт-объектом» – в соответствии заявленным форматом и с уникальными, вовсе не детскими возможностями жанра театра кукол.
Впервые спектакль «Анна Ахматова. Поэма без героя. Реквием» показан воронежцам в 2018 году, открыв новый проект «Шута» «Поэттеатр». Несмотря на одну-единственную куклу спектакля, здесь самостоятельным персонажем выступает сама поэзия Ахматовой. Почти на одном дыхании актеры на сцене справились с невероятной задачей – помогли зрителям рассмотреть личную судьбу в судьбе страны, заглянув в эпоху через исповедь поэтессы. Эта исповедь то муаровая, в нарочито-изысканной патине, то пронзительно оголенная, на сцене уходит в бесконечность очень сложной игры. В бесконечность эпохи, которая продолжается до сих пор. Спектакль не выглядит «приветом из серебряного века» – он обескураживает своевременностью.
На сцене – словно щелкают в калейдоскопе, меняются зеркала. Десятилетия смотрятся друг в друга, образуя причудливые узоры XX века, начавшегося столь весело и романтично и столь трагично продолжившегося в пожарах из человеческих судеб. Этот век в ритме Ахматовой талантливо сыграли актрисы Елена Киселева, Елена Симанович, Дарья Исупова и станцевали Владислав Ефанов, Владимир Руднев, Сергей Шамамян, Григорий Вахрушев. Да и сама Анна Андреевна предстала в трех своих возрастных и чувственных ипостасях – трех пронзительных, беспомощных и беспощадных зеркалах времени.
Самая сложная работа на сцене, пожалуй, досталась Елене Киселевой, представившей немолодую, «итоговую» поэтессу – Ахматову как приговор эпохе. Эта нота высокой трагичной элегантности, которую актрисе удалось выдержать в монологе второго действия, вдруг образовала завершенный спектакль в спектакле.
Скоро ли появятся после такой сложной работы новые постановки «Шута» в его проекте «Поэттеатр»? Будем ждать. Несомненно одно – все они проложат недорисованные и бесконечные грани «формата Вольховского».