2024-09-21

Приглашенный режиссер поставила в воронежском «Шуте» инклюзивный спектакль

Приглашенный режиссер поставила в воронежском «Шуте» инклюзивный спектакль

В театре кукол «Шут» премьера – спектакль ««Мы так похожи: Звуки вокруг нас». Это первый инклюзивный проект в репертуаре государственного театра Воронежа. Задумку воплотили приглашенный режиссер Наталия Красильникова и художник Ольга Павлович. 

В интервью «Горкому36» авторы проекта рассказали о том, как один спектакль может изменить мир к лучшему.

Редкость для страны

– Наталия, это первый инклюзивный спектакль в репертуаре государственного театра Воронежа. Как вы думаете, он будет иметь успех в нашем городе?

PB090391.jpg

– Я не думаю про успех как таковой, когда ставлю спектакль, мне важнее, чтобы он был интересным. При этом я, конечно, понимаю, насколько непросто государственному театру решиться на такой проект. Это же камерная история, которая коммерчески совершенно невыгодна.

Инклюзивные спектакли в репертуаре государственных театров – это большая редкость для всей страны. Так что я не думала об успехе, а, скорее, о том, чтобы встреча актеров и зрителей быстрее состоялась.

– Но ведь это не только инклюзивная работа. Спектакль построен на звуках, в нем используются разные виды кукол, поэтому он хорошо подходит для знакомства с театром. Вы ищите таким образом нового зрителя?

– На самом деле спектакль подходит для всех. Мы с художником Ольгой Павлович сочинили такую историю, которую интересно не только смотреть, но и самим артистам в ней интересно существовать. Это передвижная лаборатория звуков, в которую мы приглашаем всех желающих на встречу с театром на расстоянии вытянутой руки. У нас нет разделения на сцену и зал, здесь все рядом, есть возможность находиться рядом с родителем, мы не выключаем свет.

Здесь много разных плюсов для мягкого погружения в мир театра. Обычно спектакль на большой сцене для ребенка, который никогда не был в театре – стресс: много детей, выключается свет, нельзя шуметь. Для детей с особенностями развития в том числе. Нашу постановку мы делаем неформальной, а также доступной для посещения. Мы играем в фойе первого этажа, и, если ребенок на коляске, ему не нужно никуда подниматься.

– В спектакле нет линейного повествования, сюжета. Как удержать внимание фактически только на партитуре, понимая, что придет и особенный зритель?

– В этом и заключается актерская профессия. Они это хорошо умеют, мне повезло с артистами. Отсутствие сюжета позволяет сделать спектакль более пластичным, импровизировать, менять местами какие-то части, если того требует ситуация. И отсутствие сюжета для инклюзивных историй – тоже хороший прием, так как мы ждем на показах и ребят с ментальными нарушениями в том числе, которым сложно следить за развитием повествования.

Однако все же мне хотелось в основу спектакля положить литературную основу. В постановке «Мы так похожи: Звуки вокруг нас» звучат стихотворения Артура Гиваргизова, а мы с актерами на их основе сочиняли истории. Между собой стихи объединяет как раз наша передвижная лаборатория, в которой мы показываем ребятам, как звучит дождь, гром, наш город…

Создать прецедент

– Ольга, выход из сценического пространства в фойе обязывает вас отказаться от возможности скрыть волшебство, которое оживляет кукол. Все происходит на наших глазах. Не боитесь, что приоткрытая завеса тайны перестанет быть для детей магией? Вам стало труднее из-за этого работать?

PB090439.jpg

– Для меня это первый опыт работы с театром кукол, поэтому мне было проще, я чувствовала себя комфортно. Но, работая над спектаклями, мне всегда хочется разрушать завесу театральных тайн, потому что это как будто делает искусство и человека ближе. Мне кажется, что творчеством может заниматься абсолютно любой человек, и наш спектакль как раз построен на взаимодействии и сотворчестве. Это интерактивный спектакль, и дети могут включаться в мой замысел, а артисты – что-то менять местами.

Все куклы, которые мы используем в спектакле, я старалась сделать похожими на обычные детские игрушки – кукла-перчатка, кукла-шарф. Или теневой театр, который легко изобразить с помощью штор и фонарика. В этом есть посыл, что театр может быть и у вас дома.

– Инклюзия и доступная среда в нашем городе, несмотря на свое развитие и появление интересных социальных проектов, продолжают получать долю критики. Ваш спектакль сможет приблизить общественное мнение к пониманию, что это во благо?

Наталия: Мы стараемся формировать для этого условия, говорить о том, что все это важно и каждый человек – член общества.

Ольга: Мы создаем прецедент, что инклюзивная встреча в театре возможна, а человек с особенностями – желанный гость в театре. Проблема понимания инклюзии, конечно, очень обширная и сам по себе спектакль вряд ли ее сможет решить. Но все же, думаю, что мы что-то меняем в этом обществе. Случалось так, что мы начинали постановку инклюзивного спектакля и оказывалось, что люди на колясках с трудом могут попасть к нам – нет пандуса. И в процессе работы пандусы устанавливают.

«Люблю живой театр»

– Социальные спектакли – не прибыльные. Почему вы этим занимаетесь?

Наталия: Люблю людей и живой театр. Мне нравится, когда театр развивается горизонтально, выходит из привычных рамок сцены и осваивает новые пространства. Я любопытный человек по своей натуре. Возможно, от этого я не остановилась на актерской профессии, а пошла в театральную педагогику и режиссуру.

Ольга: Просто потому что все это – и есть наша жизнь. Для того, чтобы случился инклюзивный спектакль, не нужны какие-то особенные условия. Достаточно лишь искреннего желания – администрации театра, режиссера и актеров.

Да, нам пришлось заморочиться, чтобы понять, как все организовать так, чтобы работало, ведь, как вы заметили, мы не пользовались инструментами, которые доступны нам на сцене. Искусство – для всех. Не должно быть сакрализации искусства, поэтому мой замысел гибкий, и зритель может в него включиться и все поменять.

В тему

Воронежский государственный театр им. В.А. Вольховского «Шут» воплотил инклюзивный проект совместно с Воронежским отделением «Российского детского фонда» и Областным центром реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды» при поддержке воронежского предприятия СИБУР (АО «Воронежсинтезкаучук») и министерства культуры Воронежской области.