Интересно, что балет «Пер Гюнт» уже ставился на воронежской сцене почти 60 лет назад, что делает нынешнюю премьеру особенно значимой для местной культурной жизни.
Следует отметить, что Эдвард Григ не создавал балет в классическом понимании этого слова. Его музыка была написана как сопровождение к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», и с течением времени эти два произведения стали существовать отдельно друг от друга. Музыка Грига, такая как «Песня Сольвейг», «Шествие гномов» и «В пещере Горного короля», приобрела огромную популярность и часто исполняется отдельно от оригинальной драмы. Это привело к тому, что многие зрители знают и любят музыку, но не знакомы с самой пьесой Ибсена.
Воронежский театр оперы и балета уже имел опыт постановки «Пер Гюнта» в 60-х годах, когда балет пользовался успехом на протяжении нескольких сезонов. Однако в 90-х годах возникла новая идея о повторной постановке этого произведения. Балетмейстер Олег Игнатьев и художник Анатолий Кочиашвили начали разрабатывать концепцию нового спектакля, создавая эскизы и прорабатывая сценографию. Но, к сожалению, проект не был реализован по ряду причин, и мечта о новом «Пер Гюнте» оставалась в воздухе.
Среди артистов театра существовало сильное желание воплотить эту мечту в жизнь. Художественный руководитель театра, заслуженный артист Воронежской области Александр Литягин, вспоминает те времена: «В балетном кругу, который работал в этой труппе, была мечта станцевать Сольвейг, станцевать Пера Гюнта. Постановочная группа так интересно рассказывала о своих идеях, что у нас возникло ощущение, будто этот спектакль был необходим для дальнейшего творческого существования».
Прошло 26 лет, прежде чем эта мечта стала реальностью. Литягин, вдохновленный оригинальными наработками Игнатьева, представил собственное видение «Пер Гюнта». В его интерпретации балет обрел новые грани и новые смыслы, которые позволили современным зрителям увидеть классическое произведение в новом свете.
Новая постановка сочетает в себе элементы традиционного балета и современные хореографические решения, что делает её привлекательной для широкой аудитории. Кроме того, в спектакле используются современные технологии, такие как проекции и световые эффекты, что добавляет динамики и визуальной выразительности. Это позволяет создать уникальную атмосферу, где зрители могут почувствовать себя частью сказочного мира, созданного на сцене.
Как рассказал специально приглашённый для работы над партитурой главный дирижёр Московского театра Станиславского и Немировича – Данченко Феликс Коробов, сама по себе сюита «Пер Гюнт» небольшая, около 25 минут музыки. Это крайне мало для баланса одного балета, потому была использована музыка Грига из других циклов и произведений. Из фортепианных пьес даже специально была сделана аранжировка для оркестра. И это совершенно воронежский вариант, ибо такого ещё никто не делал.
Костюмы и декорации также заслуживают особого внимания. Они были разработаны с учетом как исторического контекста, так и современных трендов в театральном дизайне. Каждое движение танцоров подчеркивается яркими цветами и текстурами, что создает эффект погружения в мир «Пер Гюнта». Музыка Грига, которая уже сама по себе является шедевром, в сочетании с хореографией и сценографией создает незабываемое зрелище.
Таким образом, новая версия «Пер Гюнта» в Воронежском театре оперы и балета не только возрождает давно забытое произведение, но и привносит в него свежие идеи и инновации. Это событие стало настоящим культурным событием для города, привлекая внимание как местных жителей, так и гостей Воронежа. Важно, что театр продолжает развиваться, экспериментировать и искать новые формы выражения, что делает его важной частью культурной жизни региона.