Историю маленькой собачки, потерявшейся в большом городе и ищущей дорогу домой, привезла в Воронеж на детский театральный фестиваль «Маршак» труппа Севастопольского театра юного зрителя. Поставил спектакль режиссер Иван Пачин.
«Пропуск» в закулисье
По задумке создателей «Каштанка» – это «пропуск» в театральное закулисье, внутренняя кухня, где не всегда подают сладкие десерты. Это, скорее, долгая и изнурительная ежедневная работа, делая которую, надо пуд соли съесть, ведь если не тренировать свое умение играть, играть искренне ни за что не получится.
– К примеру, Таинственный незнакомец разговаривает с животными, будто режиссер с артистами, такая условность. Мы попадаем внутрь репетиционного процесса и наблюдаем. А ведь и правда, все здесь и в самом деле, как в театре: есть прима, есть солист, а есть новенькая, для которой нигде пока нет места. У каждого персонажа есть типаж, к тому же в их речь вплетены цитаты великих мастеров – Немировича-Данченко, Станиславского. Мы показываем закулисье цирка, театра, т. е. людей искусства, – рассказывает режиссер Иван Пачин.
При этом артисты уходят от привычного нам театра переживания и рушат четвертую стену прямым взаимодействием со зрителем – в спектакле появляется рассказчик, который ведет повествование прямо из зала. Включение в постановку элемента сторителлинга, а также мизансцен, направленных на прямую работу на реакцию зрителя, заложено законами театральной клоунады, которой артистов специально обучали. Главная задача, которую актеры ставят перед собой, – максимально вовлечь зрителя в происходящее.
Почему или зачем?
Действие происходит за раздвижными конструкциями, которые должны напоминать (и напоминают) театральную кулису. Обращаясь к произведению Антона Чехова, для режиссера важно было не просто бережное отношение к авторскому тексту, но и возможность сказать что-то свое. В этом Ивану Пачину помог Федор Парасюк, который переложил рассказ на театральный язык. Так инсценировка в режиссуре Пачина обретает философское обрамление и весьма осязаемое понятие «поиска», чем, собственно, и заняты обычно театральные режиссеры и художники. Создатели ищут в своей «Каштанке» ответ на вопрос, почему она вернулась к старому хозяину. А формулируют так: «Это собачья преданность или рабское сознание?»
– Мне хочется передать тот опыт, который Каштанка получила. Это про воображение, веру и предлагаемые обстоятельства. Театр – это синтетическое искусство, это поиск решений, новых форм. И мы ищем ответ на вечный вопрос. Но, как только мы приходим к какому-то ответу, понимаем, что он неправильный, ведь каждый из зрителей увидит в этом что-то свое, – говорит Иван Пачин.
Наслоение смыслов
И современный контекст в чеховской «Каштанке» открывается самый неожиданный. Театральная тема, как будто, становится второстепенной, и в ней уже не видится ни того, о чем писал автор, ни закулисья как такового. Поверх этого тревожным фоном звучит тема бытового насилия. Но Каштанке ведь было хорошо у Таинственного незнакомца, возразите вы. Он не оставил ее на улице, щедро кормил, раскрыл в ней цирковые возможности. Но для нее ли он все это делал? Артист Владимир Соловьев показал своего героя слегка фанатичным шоуменом, по-настоящему увлеченным только своим делом. Он всеми командовал, расставлял по местам, говорил что делать и как. Животные, которые делили с ним одну крышу, были очарованы мастером-гением искусства, будто жертвы своим насильником, и напоминали несчастных марионеток, которые, чтобы заслужить каплю любви и секунду внимания, старались во всем его слушаться. Оттого и возникает открытый вопрос – так кто же тиран?
Только не подумайте, что в спектакле оправдывают физическое насилие со стороны прежнего хозяина. Вовсе нет. Но режиссер предлагает очень нужное размышление о природе любви и светлом внутреннем стремлении что-либо совершать из этого чувства. Это такой маленький, но уверенный шаг к изменению. Этим он дарит зрителю надежду, что Каштанка обязательно будет счастлива – в доме старого хозяина, где пахнет стружкой (многое построено на ассоциациях с запахами).
Каштанку сыграла заслуженная артистка Севастополя Екатерина Скрибцова. Историю маленькой собачки, потерявшейся в большом городе, ей удалось правдиво рассказать без единого слова. Впрочем, это тот случай, когда текст и не нужен, а артистка знает, чем еще можно заполнить сценическое пространство. Екатерина Скрибцова играет звуками, пластикой, осмысленным взглядом и мимикой; когда своей внутренней болью, а когда радостью, отпечаток которых она умело отзеркаливает и направляет в зал.
За диалог
Продолжительность спектакля – 1 час и 40 минут. Но, пожалуй, если придать ему еще большей динамики, сократив на 20 минут, он наверняка стал бы почти совершенным.
«Каштанка» рекомендована для семейного просмотра.
– Я хочу, чтобы в театр дети приходили вместе с родителями. Мне важен диалог взрослого и ребенка, который происходит после спектакля. И я за то, чтобы на сцене всегда кто-то погибал, потому что уход – людей и животных – это часть нашей жизни, но крайне важно, чтобы родители это с детьми обсудили. Но, если они не были на спектакле, они вряд ли подберут правильные слова к тому, как про это разговаривать. Театр развивает эмоциональный интеллект, остальное – за родителями, – убежден режиссер Иван Пачин.