2024-11-21

Позитив дня: воронежцы узнали об «отмене техосмотра»

Меня уже несколько человек спросили: так что, отменили техосмотр или нет? Ты журналист, объясни! Речь шла, разумеется, о законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств", затрагивающем интересы как минимум половины населения страны.  


Меня уже несколько человек спросили: так что, отменили техосмотр или нет? Ты журналист, объясни! Речь шла, разумеется, о законопроекте "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств", затрагивающем интересы как минимум половины населения страны.  

Да, я журналист, но мои коллеги из федеральных изданий ухитрились в своих разъяснениях так все запутать, что я и сам не знал, «отменили» (именно так воронежцы и выражаются, без сослагательного наклонения) техосмотр для физических лиц или нет.

А все дело во фразах, построенных по принципу «казнить нельзя помиловать». Одно издание, излагая главное положение документа, пишет: «ТО остается обязательным только при смене владельца ИЛИ если автомобиль или мотоцикл старше четырех лет». Другое СМИ воспроизводит практически ту же фразу, но с буквой «и»: «…и если автомобиль или мотоцикл старше четырех лет».

Две буквы, но разница огромная. Ведь и сегодня «частники» избавлены от прохождения осмотра автомобилей до трех лет. Так что если   в законе прописано «или», то, получается, льготный период продлили всего лишь на год – новелла вообще ни о чем.

А тут еще на минувшей неделе была обнародована инициатива Минпромторга об ужесточении правил техосмотра: мол, будет фотографирование не только самого авто, но и специалиста рядом с ним. Анфас и в профиль.

Сумятица поселилась в головах миллионов автолюбителей. Но это пустяки по сравнению с тревогами участников рынка техосмотра — это около 4,5 тысячи операторов, десятки тысяч работников. Они застонали, что из-за уменьшения потока клиентов станет невозможно окупить оборудование, которое их принудили приобрести в марте нынешнего года: те же камеры, компьютеры, ПО для контроля за процедурой и т.д.

Но если честно, «светлая часть» их бизнеса и так окупалась неважно. Потому что 80% автовладельцев попросту покупали диагностические карты, и никакие камеры не остановили этот процесс. И здесь-то и есть настоящий, многомиллиардный бизнес с прибыльностью, намного превосходящей наркоторговлю и контрабанду оружия. И понятно, что биться за него активисты «Союза операторов техосмотра» будут до последнего – даже притом, что коммерческий транспорт под «Юрьев день» не попадает.

Наконец, во вторник, 14 сентября законопроект, одобренный правительством, поступил на рассмотрение в Думу, и я смог обратиться к первоисточнику. Согласно документу, подлежат обязательному техосмотру «автомобили, принадлежащие физическим лицам и с года изготовления которых прошло более четырех лет, включая год их изготовления, исключительно в случаях постановки транспортного средства на государственный учет, совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца, изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства».

Не «и», ни «или», а категоричное «исключительно» ставит все на свои места. «Союз операторов техосмотра» может рвать на себе волосы. Конечно, это пока лишь законопроект, но что-то мне подсказывает, что он будет принят огромным большинством голосов.

И да: у меня остается возможность добровольного техосмотра. Никто не может отнять у меня право на добровольную диагностику у специалистов, не заинтересованных в навязывании дорогостоящего сервиса. И, кажется, только это сделает техосмотр настоящей, полезной и в перспективе  востребованной услугой.