Парадокс и фантасмагория: МВД выступило инициатором отмены обязательного техосмотра легковых автомобилей. С каких пор наши ведомства отказываются от контроля за большой и высокодоходной сферой? С тех пор как у полицейских отняли право проводить техосмотр, они непрестанно и последовательно пытались его вернуть. Когда бывший главный автоинспектор страны Виктор Нилов был на профильном мероприятии в Воронеже, он очень четко об этом заявлял.
И вот год назад премьер Михаил Мишустин подписал постановление правительства «О государственном контроле за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств». Согласно документу, полномочия по контролю над техосмотром передаются МВД. Желание полицейских исполнилось примерно наполовину.
Что же заставило людей в форме так круто изменить позицию? Еще в прошлом году полицейские чины говорили о необходимости ужесточения контроля за прохождением ТО, а сегодня готовят законопроект о его добровольности! Уже были написаны вчерне программы для автоматической фиксации машин и штрафования их прямо на ходу за отсутствие диагностической карты, а теперь карта, оказывается, не нужна!
Поворот оказался таким резким, что некоторые федеральные СМИ разместили в одном материале сразу два сюжета: об ужесточении штрафов и об их возможной отмене.
В общем-то метания совсем бессмысленными назвать нельзя. Десять лет система находилась в коме, превратившись в одну из самых бессмысленных форм поборов. И нужны были энергичные меры, чтобы ее реанимировать. Минимум 80% диагностических карт просто покупались, в один голос утверждают эксперты. Значит, с 80% оборотов этого бизнеса не платились налоги. Вполне логично было просто поднять штрафы и отдать их на откуп роботам, исключив человеческий фактор.
Но зачем было внедрять новые правила техосмотра (фотофиксация, интернетизация и т. п.)? Они должны были вступить в силу летом 2020-го, но отсрочивались по антиковидным соображениям. Отсрочивались, отсрочивались… А когда провели ревизию наличных ресурсов, выяснилось, что в строю осталось меньше половины пунктов ТО. Требования к ним возросли, тарифы на услуги остаются низкими, и операторы переключились на ремонт и сервис.
В следующем году, когда перестанет действовать «последняя» отсрочка, легко прогнозировать коллапс у ворот оставшихся ПТО. Конечно, в канун выборов такие прогнозы нежелательны, и логично пойти навстречу «вековым чаяниям» автолюбителей
Правда, есть нюанс. Те представители системы, кто остался в «борозде», уже начали инвестировать в дорогостоящее оборудование с прицелом на повышение тарифов.
Вот уж кто громче всех будет материться в случае отмены техосмотра!
Впрочем, абсолютное число автолюбителей, общественников и экспертов готовы приветствовать этот шаг. До сих пор никто не может сказать достоверно, какую долю процента от общего числа ДТП предупреждает техосмотр. Эпоха ржавых «Жигулей» кончилась, машины обслуживаются в официальных сервисах, да и сами стали безопаснее: над этим поработали и продолжают работать миллионы специалистов во всем мире.
И вполне логично, что, когда вся ответственность за техсостояние авто ляжет на собственника, он будет больше внимания уделять своей красавице – благо, сэкономит время и деньги на беготне по ПТО. Вплоть до «добровольного техосмотра» где очередей уж точно не будет.
Так что в кажущемся абсурдным калейдоскопе решений логика есть, только не одна, а минимум четыре – логика фискальная, политическая, логика безопасности и логика здравого смысла. Какая-нибудь в конце концов да победит.
Фото из соцсетей