Рейтинг нелепых рейтингов пополнился претендентом на высшую ступень: доселе неведомая фирма Зум Маркет провела опрос, по результатам которого Воронеж оказался самым «высокомерным городом».
Не воронежцы, заметьте, а прямо-таки сам город оказался выcокомерным. Впрочем, после того как мы включились в борьбу за звание «Умный город», я уже ничему не удивляюсь.
Рейтинг высоко/низкомерных городов не опубликовали только очень ленивые СМИ в регионах – и доселе неведомая фирма стала ведомой.
Но сомнения в адекватности очередного соцзамера у меня появились, когда я на официальном сайте фирмы ознакомился с образцом предыдущих исследований, – то есть с тем, чем гордится сам Зум Маркет. Внимание: «Определение отношения жителей г. Москвы и жителей г. Санкт-Петербурга к рассмотрению национального проекта о возможности переноса столицы России в Сибирь".
А в первых четырех строках официального сообщения на сайте конторы я увидел аж три грамматических огреха: «Респондентам задавали шесть вопросов: Вы считаете себя в чем-то лучше других? Вы легко признаете свои ошибки? Вы спокойно воспринимаете критику? Вы прислушивАЙтесь к чужому мнению? Вы можете признать, что другие ТАКЖЕ умны или умнее Вас? Вы оцениваете социальный статус другого человека?»
Если человек подойдет к вам с таким ворохом вопросов, одни из которых не нуждаются в ответе, а на другие ответ слишком долог, что вы будете делать? Конечно, человек без креативного мышления пойдет по легкому пути: да, считаю, да, признаю, да, спокойно, да прислушиваюсь – отстаньте только от меня! Человек избыточно серьезный начнет: ну, как вам сказать… смотря что считать критикой… и т. п.
И только человек креативный воспримет все, как и должно воспринимать подобные нелепости: с иронией, юмором и ответным стебом. Как, судя по всему, и поступили воронежцы, не дав себя втянуть в очередное рейтинг-игрище. А то уже все у нас измерили до неприличия – и размер обуви губернаторов, и красоту мэров, и любовь к пицце, и обеспеченность газетными киосками. Эти рейтинги тоже нелепы, но их как-то можно использовать в практических целях. А вот список «высокомерных» нелеп дважды: как бессмысленный и как бесполезный.
И лишь когда «умный город» станет настолько умен, что сможет сам общаться с людьми и машинами и однажды начнет в гордыне своей обращаться к машинам напрямую, игнорируя человека, – только тогда появится смысл в подобном рейтинге.
И составлять его должны будут не люди, а сами города.
А еще в народе говорят:
- Гордому кошка на грудь не вскочит.
- Гордый дуется, что лягушка, а скупого давит полушка.
- Гордый не выглянет, слепой не разглядит, умный не осудит.
- Гордый петух стареет облезлым.
А еще:
- Гордый социолог полушки не стоит, а сам рублем глядит.
- Иной рейтинг хорош, а иной не тянет и на грош.
А также:
- Неча на социологию пенять, коли рожа крива.