Вот загадка: современные куры-несушки, наглухо запечатанные в своих утепленных ангарах, с искусственным светом и вентиляцией, куры, которые никогда не видели ни деревьев, ни травы, с приходом весны начинают больше нести яиц.
Весна – очень эффективный поставщик еды к нашему столу. Коровы, козы, волы, лошади и яки начинают больше давать молока. Фермеры распродают избыточные запасы овощей, а то туда-сюда придет время нового урожая.
И даже в голове многих экономистов со степенями не укладывается, как при включении такого мощного ресурса, как солнце и тепло, могут дорожать продукты. Ведь еще совсем недавно молочную промышленность укачивало от ценовых качелей. Осенью-зимой приходилось поднимать цены на конечную продукцию, весной и летом – опускать, да порой так, что фермеры молоко в канализацию выливали – невыгодно становилось везти в город.
Но еще раньше был многотысячелетний опыт народа, который хорошо усвоил истину: дожил до весны – значит, выжил. Возможно, даже предки наших руководителей агроминистерств и ведомств спасались от голодной смерти весенней травкой и кореньями.
А тут масло – за сто, яйца – под сто… Кстати, как они еще при этом ухитряются уменьшать яйца? Где произведения хохольских несушек с кулак размером, от которых коробка-клетка не закрывалась? Каким прессом их уменьшили до размера сливы?
Значит, что? Значит, происходит что-то противоестественное, возможно, даже намеренно зловредное. И надо кого-то за что-то наказать, а потом кого-то наградить.
А я вспоминаю февраль 2015-го, когда цены взлетели даже дружнее нынешнего. И тогда собрались представители крупнейших торговых сетей и поклялись друг другу и правительству заморозить цены на «социально значимые продукты». В списке было около сотни позиций, но половина – из серии «заморозь, боже, что нам негоже» – какая-то молочка невиданной дешевизны, видно, из чистой «пальмы», третьесортные консервы и т. п.
Ну а дальше совсем просто. Коровы стали доиться лучше, куры – нестись чаще, закупочные цены пошли вниз, увлекая за собой соседей по товарной полке. Но поскольку цены были заморожены и договор сетевиков был скреплен 13 печатями, делать было нечего – продавцы были вынуждены работать с удвоенной прибылью – пока срок их великой хартии не истек.
И не приведет ли нынешняя заморозка примерно к тем же результатам? Сети в ней реально нуждаются, потому что народ разбаловался, ориентируется только на желтые ценники. Но у всех промоакций есть предел.
А вот когда кончится административное регулирование, можно будет начать новую битву скидок. Потому что весна. А весна и коня откормит, говорили в народе. И еще: «Весна и червяка живит».