2024-11-23

Позитив дня: в Воронеже будут производить «масло вместо пушек»

Пожалуй, программу диверсификации оборонного производства стоит приравнять к нацпроекту. По крайней мере, в Воронеже она имеет адекватную социальную и экономическую значимость.


Пожалуй, программу диверсификации оборонного производства стоит приравнять к нацпроекту. По крайней мере, в Воронеже она имеет адекватную социальную и экономическую значимость.

Губернатор Александр Гусев выступил с докладом на окружном совещании по вопросам безопасности, сообщила пресс-служба областного правительства. Интересно, что в повестку совещания по безопасности были вписаны пункты о диверсификации предприятий ОПК.  Заседание проходило в Туле – и производители лучшего в мире оружия на этот раз хвалились тем, как осваивают гражданскую номенклатуру.

Диалектика момента в том, что производство «масла вместо пушек» стало элементом безопасности! Потому что этот разворот таит риски падения производства, роста безработицы, социальной напряженности и т. п.

Диверсификация с 400-летней историей

Воронеж изначально возник как крепость и, по большому счету, первые   программы диверсификации провел еще в старину. Например, победили крымских татар – и город стал осваивать гражданские профессии в сфере земледелия и ремесел.  И тогда с диверсификацией не все проходило гладко. Когда переменился геополитический вектор, даже Петр не смог сохранить для гражданских нужд ни верфи, ни мастеров. Это был первый и последний всплеск военного кораблестроения в нашей истории.

Классический пример из XX века – военные «Катюши» и послевоенные экскаваторы завода им. Коминтерна.

В эпоху позднего застоя диверсификация была запоздалой попыткой стимулировать стагнирующую экономику, развернув машину ОПК лицом к потребителю-человеку. Но машина оказалась слишком громоздкой. Я прекрасно помню утюги, кровати, топоры, спортивные снаряды, помеченные зашифрованными логотипами. Эти знаки лучше «почетного пятиугольника» гарантировали качество продукции. Но такой продукции было мало, а о ее конкурентоспособности речь вообще не шла. Цеха ширпотреба были убыточным и нелюбимым детищем элитного клуба красных директоров ОПК и предприятий машиностроения.

Насосы «Земля – воздух»

Но пришел конец 80-х – начало 90-х – и все изменилось.  Начался процесс естественного разоружения от бедности. Переходить на гражданские рельсы заводам пришлось не по поручению, а для выживания. Причем делать это быстро, тогда, когда в головах красных директоров еще не сложились алгоритмы рыночного мышления. Помню выставки товаров народного потребления тех лет, на которых наряду с аляповатой посудой, мясорубками, тяжеленными медицинскими приборами (все это вскоре вытеснит поток импорта) демонстрировались запорная арматура и   неприметные цилиндрические конструкции. Эти конструкции-насосы, призванные работать в тяжелых условиях, оказались попаданием в точку. Их освоили наши космические предприятия и отделившиеся от гигантов малые  производства  в итоге сложился насосный кластер, услуги которого ТЭКом востребованы на годы вперед. Более того,  наши  насосопроизводители   стали одними из немногих, кто спустя годы по-настоящему, если не сказать с блеском,  справился с задачей импортозамещения. И сегодня прирост производства в секторе  составляет десятки процентов в год (по сравнению с общероссийским приростом конверсии в 5%).

С другими предприятиями в чем-то  проще. ВАСО может  быстро переформатировать военный транспортник для гражданских нужд. Связистам из «Созвездия», в общем-то, достаточно  маркировку поменять на военной рации – и можно ставить ее в кабины поездов.  А вот  космическую ракету никак  не приспособишь  ни для РЖД, ни для «Аэрофлота».

Так что у губернатора нашлись яркие примеры для доклада.

Но сегодняшняя диверсификация  особенная. Кажется, впервые в российской истории она производится не в связи с внезапной бедностью и не по поводу окончания войны, а потому что  плановое перевооружение армии в основном завершается. И есть новый план  довести к 2025 году долю гражданской продукции не менее чем до  30% от общего объема производства, а  к 2030 году – до 50%. Соответственно, за 10 ближайших лет воронежцам предстоит  освоить примерно такой же объем «гражданки», как и в предыдущие 30. Минпромторг уже подготовил  более 170 конкретных  проектов по диверсификации ОПК – по выпуску оптики, электроники, строительной техники,  катеров, дронов и антидронов и, кстати, – оборудования для маслобойного производства.

Что  из этого списка будет отмечено маркой «Сделано в Воронеже»? Пока – гражданская тайна.