Пожалуй, программу диверсификации оборонного производства стоит приравнять к нацпроекту. По крайней мере, в Воронеже она имеет адекватную социальную и экономическую значимость.
Губернатор Александр Гусев выступил с докладом на окружном совещании по вопросам безопасности, сообщила пресс-служба областного правительства. Интересно, что в повестку совещания по безопасности были вписаны пункты о диверсификации предприятий ОПК. Заседание проходило в Туле – и производители лучшего в мире оружия на этот раз хвалились тем, как осваивают гражданскую номенклатуру.
Диалектика момента в том, что производство «масла вместо пушек» стало элементом безопасности! Потому что этот разворот таит риски падения производства, роста безработицы, социальной напряженности и т. п.
Диверсификация с 400-летней историей
Воронеж изначально возник как крепость и, по большому счету, первые программы диверсификации провел еще в старину. Например, победили крымских татар – и город стал осваивать гражданские профессии в сфере земледелия и ремесел. И тогда с диверсификацией не все проходило гладко. Когда переменился геополитический вектор, даже Петр не смог сохранить для гражданских нужд ни верфи, ни мастеров. Это был первый и последний всплеск военного кораблестроения в нашей истории.
Классический пример из XX века – военные «Катюши» и послевоенные экскаваторы завода им. Коминтерна.
В эпоху позднего застоя диверсификация была запоздалой попыткой стимулировать стагнирующую экономику, развернув машину ОПК лицом к потребителю-человеку. Но машина оказалась слишком громоздкой. Я прекрасно помню утюги, кровати, топоры, спортивные снаряды, помеченные зашифрованными логотипами. Эти знаки лучше «почетного пятиугольника» гарантировали качество продукции. Но такой продукции было мало, а о ее конкурентоспособности речь вообще не шла. Цеха ширпотреба были убыточным и нелюбимым детищем элитного клуба красных директоров ОПК и предприятий машиностроения.
Насосы «Земля – воздух»
Но пришел конец 80-х – начало 90-х – и все изменилось. Начался процесс естественного разоружения от бедности. Переходить на гражданские рельсы заводам пришлось не по поручению, а для выживания. Причем делать это быстро, тогда, когда в головах красных директоров еще не сложились алгоритмы рыночного мышления. Помню выставки товаров народного потребления тех лет, на которых наряду с аляповатой посудой, мясорубками, тяжеленными медицинскими приборами (все это вскоре вытеснит поток импорта) демонстрировались запорная арматура и неприметные цилиндрические конструкции. Эти конструкции-насосы, призванные работать в тяжелых условиях, оказались попаданием в точку. Их освоили наши космические предприятия и отделившиеся от гигантов малые производства – в итоге сложился насосный кластер, услуги которого ТЭКом востребованы на годы вперед. Более того, наши насосопроизводители стали одними из немногих, кто спустя годы по-настоящему, если не сказать с блеском, справился с задачей импортозамещения. И сегодня прирост производства в секторе составляет десятки процентов в год (по сравнению с общероссийским приростом конверсии в 5%).
С другими предприятиями в чем-то проще. ВАСО может быстро переформатировать военный транспортник для гражданских нужд. Связистам из «Созвездия», в общем-то, достаточно маркировку поменять на военной рации – и можно ставить ее в кабины поездов. А вот космическую ракету никак не приспособишь ни для РЖД, ни для «Аэрофлота».
Так что у губернатора нашлись яркие примеры для доклада.
Но сегодняшняя диверсификация – особенная. Кажется, впервые в российской истории она производится не в связи с внезапной бедностью и не по поводу окончания войны, а потому что плановое перевооружение армии в основном завершается. И есть новый план – довести к 2025 году долю гражданской продукции не менее чем до 30% от общего объема производства, а к 2030 году – до 50%. Соответственно, за 10 ближайших лет воронежцам предстоит освоить примерно такой же объем «гражданки», как и в предыдущие 30. Минпромторг уже подготовил более 170 конкретных проектов по диверсификации ОПК – по выпуску оптики, электроники, строительной техники, катеров, дронов и антидронов и, кстати, – оборудования для маслобойного производства.
Что из этого списка будет отмечено маркой «Сделано в Воронеже»? Пока – гражданская тайна.