Обнаружилось еще одно сходство между Санкт-Петербургом и Воронежем. И в Северной столице, и Центрально-Черноземной примерно одинаковыми темпами, с одинаково громким скрипом идут программы реконструкции ветхих кварталов.
Проект реновации в Петербурге приняли более 10 лет назад, однако на данный момент компании-подрядчики выполнили свои обязательства лишь на 2 процента. Сравнимы и показатели воронежской программы, которая также принималась 10 лет назад, в 2009-м. И, стоит отметить, эти скромные показатели – одни из лучших в стране!
Столицы бедные и богатые
Все эти 10 лет застройщики наших обеих столиц (Воронеж – столица Черноземья, если кто забыл) говорили о необходимости изменить законодательство, стимулируя новыми нормами инвесторов и застройщиков. Наконец, в сентябре прошлого года дошло до серьезной инициативы: с предложением обновить российский жилищный фонд путем реновации выступили депутаты Госдумы Сергей Миронов и Галина Хованская. Однако правительство РФ не поддержало законопроект, который так и не был рассмотрен даже в первом чтении.
Кажется, депутатам мешал триумфальный опыт московской реновации, который пустил под бульдозер миллионы квадратных метров вполне сносного, по нашим меркам, жилья. Но скоро стало очевидно, что применить ее к реалиям регионов невозможно: ни у кого, кроме Белокаменной, не хватит бюджета на расселение массива хрущевок. Даже у Северной Пальмиры.
Второй раунд: питерцы подготовили свой региональный закон, и он им показался так хорош, что заксобранцы с берегов Невы подали аналогичные предложения на федеральный уровень.
По граблям!
Но при внимательном изучении проекта делаешь вывод: да ведь здесь нет ничего, чем не пользовались бы воронежские власти и застройщики в рамках действующего законодательства!
«Северный» законопроект предусматривает защиту прав расселяемых собственников и нанимателей жилых помещений. В частности, предусматривается возможное увеличение на 10 кв. м площади предоставляемого жилого помещения взамен занимаемого, а регионам дается право добавлять еще больше «квадратов» для переселенцев. И давать им жилье положено в том же внутригородском районе.
Ну, увеличение на 10, а то и 15 кв. м сегодня происходит само собой: предоставлять такой бонус строителей заставляют новые стандарты жилья: ну нету в них уже 5-метровых кухонь, нету!
«В том же внутригородском районе…» Гм, в этом смысле у нас все районы заканчиваются поселком Шилово. Но, может, оно и к лучшему: обязанность выкупать жилье, скажем, в Центральном районе затормозит программу в центре лет на 20.
Старые пункты о главном
Далее: законопроект разрешает развивать региональные программы на основе двух источников финансирования – за счет средств бюджета и на деньги инвестора, на условиях государственно-частного партнёрства.
В Воронеже по факту этот пункт тоже реализуется – если учесть, что практически в каждом ветхом квартале у нас найдется по одному-два формально аварийных здания, которые расселяются по федпрограмме и за федсчет.
Смущает также положение «в программу могут включаться дома первых периодов индустриального домостроения» – то есть речь опять о хрущевках и панельках, которые в Воронеже пока считаются приемлемым жильем. Нам не до жиру – разобраться бы пока со шлакоблочными двухэтажками.
И окончательно добили меня питерцы, заявив, что их инициатива решает т. н. проблему последнего жильца. Сейчас для сноса старого жилого дома необходимо добиться согласия всех собственников квартир. А так – достаточно будет и двух третей голосов. Да если людям предложат новую квартиру « в том же районе», дом выдаст 120% голосов!
Воронеж ждет
– Вообще-то мы ожидаем, что в 2019-м будет принят законопроект Минстроя, – сказал корреспонденту «Горкома36» глава управления строительной политики Владимир Пешков.
Воронежские застройщики ждут этот закон с конца прошлого года. Минстрой предлагает в нем субсидировать из бюджетов разных уровней часть затрат застройщиков на переселение людей – 25% расходов. Это положение – единственное (из тех, что нам довелось перелопатить), которое обладает принципиальной новизной и может радикально изменить ситуацию на рынке реконструкции ветхих кварталов. Вместо того, чтобы затаскивать инвестора на площадки в порядке «комсомольского поручения», возможно, придется наводить порядок в очереди.
Или хотя бы отпадет необходимость увеличивать плотность застройки, на чем сегодня категорически настаивают потенциальные реконструкторы и против чего не менее категорично возражают городские архитекторы.
По сообщению Владимира Пешкова, в нашей муниципальной программе обозначены 25 территорий, подлежащих развитию, их общая площадь – почти 200 га, 700 многоквартирных домов (420 тыс. кв. м). С инвесторами заключено семь договоров на участки в 20 га, которые находятся в разной степени готовности. Один из них – на улице 9 Января – практически завершен: дома расселены, построено новое жилье.
Если исходить из расчета стоимости квадратного метра, установленного Минстроем для расселения жилья, то бюджеты разных уровней таким образом сэкономили более 400 млн рублей, при этом 300 семей из 19 аварийных домов переехали в новое жилье.
400 млн бюджеты получили практически без финансовых вложений! А если инвестировать, как положено по всем законам экономики? Это же золотое дно!
Цейтнот подкрался незаметно
Однако уже первый квартал прошел, второй в разгаре, там праздники, то-се… А на сайте официальных публикаций документов закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации…» все еще числится на стадии утверждения паспорта проекта.Что-то нам подсказывает, что в руках мы этот документ подержим еще не скоро.
Между тем неумолимо надвигается контрольный срок исполнения перечня президентских поручений по решению проблемы аварийного жилья. В перечне, в частности содержатся такие пункты:
– установление однозначных критериев признания жилых домов аварийными и порядка оценки их состояния в соответствии с такими критериями;
– установление целевого назначения земельных участков, на которых расположены подлежащие сносу аварийные дома;
– расширение механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, включающих создание специализированного жилого фонда, предоставление гражданам жилых помещений по договорам найма жилого помещения, предоставление собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, осуществление дополнительных социальных выплат на цели обеспечения жильём собственников жилых помещений, расположенных в подлежащих расселению аварийных домах;
– повышение требований к осуществлению конкурсного отбора подрядных организаций, привлекаемых для строительства домов в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
– создание привлекательных для застройщиков условий при реализации механизма по развитию застроенных территорий.
Есть даже такой непростой пункт, как «введение понятия ветхого жилья и установление критериев отнесения жилых домов к этой категории».
Пока такой пункт не выполнен, вряд ли можно будет унифицировать подходы в такой пестрой стране, как наша: у каждой столицы, а тем более «нестолицы» – свои понятия о «ветхом». У кого шлакоблоки развалились, у кого – панельки некрасиво смотрятся.
Срок исполнения поручений – 20 июля 2019 г.
Фото ruspekh.ru