2024-12-14

Появится ли у воронежских театров шанс завоевать «Золотую маску» после «перезагрузки»

Появится ли у воронежских театров шанс завоевать «Золотую маску» после «перезагрузки»
Как реформирование главной театральной премии страны – «Золотой маски» – отразится на творческой политике воронежских театров? А изменений ведь – масса: от формирования новых экспертных советов до расширения возможностей для региональных театров. Редакция обсудила вопрос с известными театральными деятелями столицы Черноземья.

Татьяна Фролова, председатель правления Воронежского отделения Союза театральных деятелей РФ, народная артистка России:

«На мой взгляд, новая «Золотая маска» старается повернуться к традиционным ценностям, к привычному нам русскому театру. Театр всегда жил одним целым с государством и народом, и неудивительно, что трансформация происходит именно сейчас. Разговоры о необходимости пересмотреть правила организации фестиваля шли давно, но именно теперь, когда необходимо особенно вкладываться в воспитание молодежи, это происходит. Театр не может отстраниться от внешних процессов.

У меня вызывает любопытство один момент, связанный с новой «Золотой маской». Судить спектакли пришли люди «от станка», то есть артисты и режиссеры, которые обычно наблюдают рождение постановок изнутри. То, что в состав жюри включены представители разных специальностей – правильно и интересно, это позволяет сделать широкий разбор спектакля, но, когда мы пытались внедрить аналогичную практику в Воронеже, пригласив артистов, у нас она не прижилась. Возможно, было просто не время.

Интересно, что изменения происходят в том числе на фоне подготовки к регио­нальной театральной премии «Браво!», где мы вместе с секцией критиков, приглашенными экспертами определим лучшие спектакли сезона и самые удачные роли в наших театрах. Мне приятно, что Воронежской области есть что предъявить, у нас есть достойные работы, заслуживающие внимания».

Екатерина Данилова, главный редактор интернет-журнала «Культура ВРН», член секции критиков Воронежского отделения СТД РФ:

«В положении о проведении «Золотой маски» есть изменения, и мне кажется, что они пойдут на пользу воронежским театрам. Если судить по тем премиям, которые ранее вручались в нашей стране, то преимущество отдавалось столичным театрам, хотя в последнее время все же определился небольшой круг региональных, но исключительно тех, которые отражали определенные предпочтения экспертов и близких к проведению премии людей.

При прочтении нового положения мне показалось, что региональным театрам попасть на «Золотую маску» станет легче. Это связано с тем, что в документации четко прописано, что не менее 50% номинантов должны представлять региональное театральное искусство. Еще один важный момент – обязательная ежегодная стопроцентная ротация жюри и экспертного совета. Раньше, только взглянув на список включенных туда имен, можно было понять, какие спектакли покажутся им более предпочтительными. Теперь это, надеюсь, будет не так. Расширяется круг субъектов, которые могут выдвинуть номинанта, начиная от региональной секции критики, заканчивая дирекциями различных фестивалей.

Это в плюс, на мой взгляд, так как ранее предпочтение отдавалось экспериментальным, современным, а иногда и ультрасовременным работам, в то время как более «спокойные» спектакли, выдержанные в классическом стиле, за редким исключением на премию не попадали. А те, что попадали, были поставлены одними и теми же мастерами – из года в год. Сейчас точно все изменится. Мне очень интересно, как это будет функционировать. Конечно, новый состав жюри формировали в пожарном режиме, и я посчитала, что из всех, кого заявили для оценки драматического театра и театра кукол, лишь пять человек занимаются критикой профессионально, а остальные десять – практики театра. Без практиков нельзя. Но у них и критиков разный взгляд на одно и то же явление искусства. Мне ближе, если бы это соотношение было бы обратным.

Что нужно театрам, чтобы попасть на «Золотую маску»? Ответ очевиден – делать талантливые спектакли. Да, в этом сезоне вряд ли появятся воронежские постановки, отмеченные на этом уровне – сезон для меня был во многом прискорбный, потому что ярких спектаклей, сделанных «до конца», имеющих режиссерскую мысль, хорошие актерские работы, музыку, свет, сценографию – я увидела прискорбно мало.

Но важно учитывать, что сезон на сезон не приходится, да и организация «Золотой маски» находится в процессе перестройки. Те работы, которые попали сейчас в руки нового жюри, были отобраны прошлым советом и в соответствии с прежними предпочтениями. Куда важнее, что будет отобрано в сезоне 2023–2024 гг. Мы с нетерпением ждем список экспертного совета, который в будущем займется рекомендациями для жюри. Узнав, кто эти люди, мы будем понимать вектор, по которому будет двигаться отбор спектаклей и развитие «Золотой маски».

Владимир Петров, художественный руководитель Воронежского государственного академического театра драмы им. А. Кольцова, лауреат Всероссийской театральной премии «Золотая маска»:

«На мой взгляд, все зависит от целей, которые ставят перед собой руководители театров. Если основная цель – «засветиться» на «Маске», попасть на тусовку, то он и поведет свой театр в этом русле, а если ты думаешь о городе, людях, которые его населяют, и тебе интересно, чем они живут, как чувствуют, о чем переживают, если думаешь о своей труппе, расширении амплуа артистов, их качественном уровне, то становится безразлично, что с «Золотой маской» происходит. Мы делаем то, что нам важно и интересно, и если мы окажемся востребованы «Золотой маской» и наши актеры станут ее номинантами – хорошо. Но специально суетиться, специально угадывать, что будет в тренде, и стараться угодить мы не станем. Это недостойная поза. Самое главное – делать спектакли, которые нравятся людям, и получать удовольствие от жизни и творчества. Все остальное меня мало интересует».

Юрий Смышников, директор Воронежского концертного зала, член жюри премии «Золотая маска» сезона 2022–2023 гг.:

«Прежняя «Золотая маска» достигла того момента, когда, безусловно, надо было что-то менять. Творческий процесс так устроен, что он должен не просто меняться, а прогрессировать. Мне кажется, что все это будет возможным под началом Владимира Машкова, который стал президентом национальной театральной премии и фестиваля.

К примеру, на наших встречах мы много говорили о том, что неправильно, когда за бортом остаются качественные региональные постановки. А он видел десятки таких работ! Конечно, их важно рассматривать. Ведь появление в регионе такой премии, как «Золотая маска» – это настоящее событие. Это столичные театры к такому привыкли, а для нас – событие.

Каких трендов ждать? Знаете, лучший тренд – это качественно сделанный спектакль, вот на что нужно ориентироваться. И, думаю, в этой связи у нашей области есть хорошие шансы в будущем. У нас есть прекрасные спектакли, что очень радует. Да, в этом сезоне Воронеж не попал в число претендентов, но я убежден, что не надо это рассматривать как провал. События, которые происходят, должны мотивировать театры, режиссеров в частности, на здоровую профессиональную конкуренцию. Значит, надо приложить больше усилий и творческого поиска. В этом и заключается ценность награды».