2024-12-27

Поверяя, проверяй: как не стать жертвой заблуждений при работе с индивидуальными приборами учета

Жители многоквартирных домов (МКД) Воронежа периодически обнаруживают в своих почтовых ящиках уведомления о необходимости проведения поверки индивидуальных приборов учета (ИПУ) коммунальных ресурсов.
Жители многоквартирных домов (МКД) Воронежа периодически обнаруживают в своих почтовых ящиках уведомления о необходимости проведения поверки индивидуальных приборов учета (ИПУ) коммунальных ресурсов. В то же самое время с неменьшей периодичностью в средствах массовой информации звучат предупреждения о том, что при проведении поверки счетчиков можно стать жертвой мошенников. Мы попытались разобраться в том, в чем состоит принцип поверки приборов и в каких случаях человек может избежать лишних трат.

Зачем проводят поверку

С течением времени в приборах учета из-за износа деталей и материалов, попадания в счетчик инородных веществ может происходить искажение показаний расхода воды или газа. По этой причине в установленные сроки проводится поверка приборов учета и сравнение полученных результатов c данными приборов эталонного порядка.

– В соответствии с государственным стандартом России (ГОСТ Р 50601-93) регламентирован средний срок службы счетчика – 12 лет. Но он может служить и дольше, – рассказала руководитель Воронежского городского центра «ЖКХ Контроль» Ольга Фролова. – Для того чтобы подтвердить, что счетчик исправен, в Федеральном законе № 102-ФЗ прописана необходимость периодически проверять исправность прибора – операция обозначается термином «поверка».

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» тот счетчик, который не прошел своевременную процедуру поверки, будет считаться непригодным для эксплуатации, а его показания являются недействительными.

А у нас в квартире газ

То, что касается поверки счетчиков газа, более-менее понятно. В каждой квитанции на оплату обязательно указывается срок проведения поверки, хотя уведомление поставщиком газа абонентов об очередном сроке поверки законодательством и не предусмотрено. В своих платежках я, например, ежемесячно вижу напоминание – 2023 год. На сайтах организаций, осуществляющих поверку, уточняется, что у различных типов средств измерений межповерочный интервал варьируется от 4 до 12 лет.

На сайте ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» указывается, что демонтаж и установку счетчика должна осуществлять организация, с которой заключен договор технического обслуживания газового оборудования. Поскольку в Воронеже такой организацией является указанная выше компания, заявку на демонтаж предлагается оставлять именно в службе «Единого окна» филиала «Газпром газораспределение Воронеж».

Впрочем, жизнь не стоит на месте, и во многих городах поверку газовых счетчиков уже предлагают делать на дому. Не исключено, что когда подойдет ваш срок поверки, ее и в Воронеже проведут без демонтажа.

Поверять или менять?

Но вот для владельцев приборов учета холодной и горячей воды все оказывается сложнее. Частота поверки счетчика горячей воды должна составлять один раз в четыре года, если другой срок не указан в паспорте на ИПУ. Поверка счетчика холодной воды осуществляется один раз в шесть лет. Документы на счетчики надо обязательно хранить.

Бывает, что у кого-то затерялся акт установки прибора или его паспорт, а тут вдруг в почтовом ящике обнаруживается квитанция, внешне похожая на типичную «жировку» по оплате услуг ЖКХ, в которой содержится уведомление, что «приборы учета воды, установленные в вашей квартире… нуждаются в обязательной метрологической поверке». Уведомления рассылаются некоей «Единой городской службой по учету водоснабжения».

к счетчикам.jpg

По поводу деятельности этой организации не только в воронежских, но и СМИ других городов было немало предостерегающих публикаций.

В пресс-службе ООО «РВК-Воронеж» относительно «Единой городской службы по учету водоснабжения» разъясняют, что «извещения являются рекламными и к Росводоканалу отношения не имеют». Также, отмечают в водоканале, указанная организация не обладает лицензией на осуществление метрологической деятельности.

Звоню по указанному в «уведомлении» от «Единой службы» телефону. На том конце провода отвечает оператор. Мой вопрос – сразу в лоб:

– Мне пришло уведомление о необходимости поверки счетчика. Скажите, а у вас есть лицензия на проведение такой деятельности?

Вопрос оператора ничуть не смущает. В ответ звучит отработанный до автоматизма текст, что «уведомление» носит всего лишь информационный характер.

– Поверку вы можете сделать в центре стандартизации, демонтировав счетчик, а мы производим замену. Вы сами можете выбрать, что вам выгоднее – поверка или замена.

Если я воспользуюсь их предложением, то замена приборов учета холодной и горячей воды, которые они же мне и предоставят, обойдется в 4,3 тыс. руб.

Следующий звонок – в «РВК-Воронеж». Покупка и установка новых счетчиков находится примерно в том же ценовом диапазоне, что мне только что предложили.

Может, и правда, вместо того чтобы демонтировать старый счетчик, возить его в центр метрологии, оформлять кучу бумажек для оплаты «по среднему» на время поверки, просто поставить новый прибор учета? Тем более что в «Единой городской службе по учету водоснабжения» мне его пообещали бесплатно опломбировать.

В чем же прикол?

В «Единой городской службе по учету водоснабжения» умолчали о том, что для поверки счетчиков совершенно необязателен их демонтаж и что современные технологии позволяют провести эту операцию на дому. И поверка одного счетчика организациями, имеющими лицензию, в Воронеже обходится примерно в 440 руб.

В рекламных проспектах таких компаний указывается, что «процедура поверки одного счетчика на дому занимает всего 20 минут». После нее выдается свидетельство о поверке государственного образца, который необходимо отнести в управляющую компанию и в расчетный центр поставщика ресурса. Чтобы упростить процедуру передачи свидетельства, поставщик ресурса в нашем городе («РВК-Воронеж») на своем сайте извещает, что документ можно отсканировать и переслать по электронной почте.

Также в ходе разговора с оператором колл-центра «РВК-Водоканал» я спросила, может ли сторонняя организация провести у меня опломбировку счетчика. По словам оператора, они сами проводят опломбировку и от других организаций акты не принимают.

Если обратиться к букве закона, то согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 опломбирование проводится управляющей компанией, когда потребленные услуги оплачиваются поставщику через нее. В случае оплаты напрямую установка осуществляется организацией, предоставляющей ресурс.

Кстати, иногда сотрудники УК указывают жильцам, в какой организации им якобы разрешено пломбировать квартирные приборы учета, потому что только с этой компанией у них заключен договор. К тому же может оказаться, что в этих организациях услуга по пломбировке и введению в эксплуатацию ИПУ платная. В то же время постановлением Правительства РФ № 354 установлено, что плата за указанные услуги с жителей МКД не взимается.

– Индивидуальные приборы учета не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, являются собственностью жильцов, и, соответственно, УК не должны диктовать, кто проведет замену счетчика. Работы по их установке не относятся к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и (или) коммунальным услугам, – поясняет Ольга Фролова. – А вот если вас заставляют платить за пломбировку и введение в эксплуатацию вашего счетчика – это нарушение ваших прав как потребителя жилищно-коммунальных услуг!

Наталия ОСАДЧАЯ