Легендарный Зилов из спектакля Вампилова «Утиная охота» и незаметный сотрудник ГПУ из «Собачьего сердца». Известный артист, один из ведущих актёров Воронежского государственного академического театра драмы имени А. Кольцова Юрий Смышников празднует сегодня, 24 февраля, свой творческий бенефис.
Сцену нельзя предавать
– Юрий, вы – ученик Анатолия Иванова (режиссёр, бывший худрук театра. – Прим. авт.). Как известно, он очень любил фразу: «Ребята, подумайте, в ту ли дверь вы постучались?» Что скажете спустя 22 года служения театру – ту ли дверь вы открыли, или есть о чем сожалеть?
– Он действительно говорил это много раз, начиная с первого курса. Но почему он это делал, я стал понимать гораздо позже. Я осознал, что в актёрской профессии очень много подводных камней, и не всегда удачно складывается творческая судьба. Кому-то всю жизнь приходится стоять в одном спектакле с алебардой – я бы так не смог.
Во время учёбы я задумывался над этой фразой. Зачем он это говорит мне? Не зря, наверное. Иванов сеял ею какие-то сомнения в моей голове, и я размышлял – у меня все в семье по мужской линии военные, а тут я – актёр. Может, зря? Может, не по тому пути я пошёл? Но сейчас я могу с уверенностью сказать, что открыл ту дверь. И очень благодарен, что из всех дверей, которые я мог бы выбрать для себя, я открыл именно эту.
Любой путь в самом начале – это неизвестность. Анатолий Васильевич не рисовал мне необъятных горизонтов и прекрасных перспектив, а чётко дал понять, что судьба может сложиться по-разному, но зависеть это будет только от тебя – от твоей трудоспособности, желаний, стремлений, отдачи и честности в профессии. Сцена не терпит халтуры. Да и в целом в моей жизни не было таких людей, кто говорил бы мне: «Ой, Юра, ты такой классный, ты будешь играть только главные роли». Я осознавал, что всегда гладко не будет, будут неудачи и негатив, с которым придётся справляться, ведь жизнь – это борьба. В тяжёлые девяностые, когда не выплачивали зарплаты, многие мои коллеги ушли из театра, но я остался, как-то сумел свести концы с концами. И теперь я убежден, что сцену нельзя предавать. Если ты верен ей до конца, то рано или поздно она тебе улыбнётся, даст проявить себя в полной мере.
– Вы сказали, что не смогли бы играть второстепенные роли. А как же: «не бывает маленьких ролей»?
– Это разные вещи, нельзя путать. Даже самые крохотные роли можно сделать интересными. Речь о том, что я не готов играть их постоянно. Мне в кайф, когда роли чередуются. Например, сейчас я играю Тартюфа в «Тартюфе», Лопахина в «Вишнёвом саде», Клавдия в «Гамлете» – всё это главные роли. Но при этом я с удовольствием выхожу в эпизоде на три минуты в постановке «С любимыми не расставайтесь». А так и должно быть, так правильно.
Анатолий Иванов, кстати, так и работал. В «Утиной охоте» я исполнял сложную и весомую роль Зилова, но я абсолютно точно знал, что следующая роль у меня будет отнюдь не главная. И мне дали роль сотрудника ГПУ в «Собачьем сердце». Читатель даже не помнит этого персонажа! Потом был спектакль «Как это всё далеко – любовь, весна и юность», где я играл капитана Иванова – центрального персонажа. А следом – роль уездного лекаря Гибнера в «Ревизоре». Я кого ни спрашивал, никто не помнил, кто это. Тогда я специально для этой роли нанял репетитора по немецкому языку, и мы разучивали немецкую песню, создавали целый образ Гибнера. И после спектакля все вдруг стали узнавать моего героя.
Есть роли, где ты можешь раскрыться, вывернуть нутро, достать кишки – показать зрителю всё, на что ты способен. Мне это необходимо. А ходить только с алебардой всю жизнь и ничего больше – это бессмысленно прожитые годы. Это моё глубокое убеждение. Если не будет разноплановых ролей, то зачем тогда это всё? Лучше уйти в школу-интернат и там вести какой-то кружок – и то пользы будет больше.
«Важно как можно дольше оставаться ребёнком»
– Часто импровизируете на сцене?
– Бывает. Но хочу заметить, импровизация импровизации рознь. Это не значит, что я отсебятину несу. Я делаю это в рамках роли. Просто текст моего персонажа я могу подать с другим настроением. Я могу выйти не там, где должен был, или присесть там, где не было запланировано…
Мне кажется, когда спектакль уже показали 30-40 раз, его впору как-то оживить, внести хоть небольшую, но красочку. Так спектакль перестает быть заезженным и приобретает элемент новизны.
– А мне казалось, сыграть один и тот же спектакль одинаково априори нельзя…
– Согласен. Но актёр – это же ещё и фантазёр, нам видно чуточку больше, чем зрителю. И оживлять приходится не только спектакль, но и друг друга. Кстати, чем дольше в тебе живёт ребёнок, тем лучше, нужно его беречь в себе. Открытость и детскость восприятия очень важны для профессии. Ты должен быть открыт миру, это помогает в наблюдениях, которые переносятся затем на сцену.
– А если не актёр, то кто? Пофантазируйте.
– Я помотался по гарнизонам и знаю военную жизнь хорошо. Отец с пяти лет брал меня на стрельбища. Я бы не хотел быть военным, но если бы пришлось, то я бы терпел. Я вообще терпеливый парень. Медицина? Тоже вряд ли. Всё же, наверное, это было бы какое-то направление творчества. Я не смогу никогда без театра и искусства, я с этим повенчан.
«Мы многого не умеем»
– В интервью 2010 года вы назвали себя неоригинальным и сказали, что мечтаете сыграть Гамлета. Но Гамлета в вас не увидели (спектакль поставлен Владимиром Петровым в 2017 году. – Прим. авт.)…
– Я был бы рад сыграть Гамлета, я осознаю весомость и значимость этой фигуры. Но для меня было важно не это. Я доволен тем, что мне довелось сыграть в произведении Шекспира (играет Клавдия в «Гамлете». – Прим. авт.). А мечта у меня другая – Дон Кихот Сервантеса. Но пока его никто не ставит, это очень сложное произведение.
– Валентин Гафт как-то сказал, что актёр – это тот, кто ничего не умеет. На какие мысли вас наталкивает это высказывание?
– Всегда стремись к совершенству, ибо оно никогда не достижимо. Эта фраза заставляет нас стремиться к лучшему. Гафт со всей своей глубиной, отношением к профессии вряд ли говорил о том, что мы не умеет держать гаечный ключ. Ему это неинтересно. Он говорил о профессии. Я на сцене больше 20 лет, это срок. Но если я скажу, что я умею всё, это будет выглядеть глупо.
Я продолжаю учиться, даже у студентов, у которых преподаю (Юрий ведёт проект «Школа. Театр». – Прим. авт.). Благодаря своей непосредственности и неподкованности они делают такие вещи, которые я хочу перенять. А ребята делают это неосознанно, но это круто. Мой сын учится на втором курсе актёрского факультета, мы с ним много разговариваем о профессии. У него есть свой взгляд, и это тоже мне интересно, через его восприятие мне открывается что-то новое. Артист должен находиться в постоянном тренинге.
– Каковы слагаемые успеха?
– Обязательно должна присутствовать божья искорка. Её можно называть по-разному – изюминка, харизма. Также мы не должны бояться заступить за рамки комфорта. Для этого требуется смелость. И, конечно же, трудоспособность – желание делать, желание пахать.
Да, случается так, что подворачивается какой-то случай, встреча с нужным человеком, но никогда не стоит ни на кого надеяться. Поэтому я спешу жить. Я моложе не становлюсь, время идёт безжалостно, и нужно успеть. Меня часто спрашивают, когда я в последний раз отдыхал. А я успею отдохнуть тогда, когда это станет неизбежным. Искренне болеющих своей профессией выносят со сцены под аплодисменты, я бы хотел закончить свой век на сцене.
Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото с сайта драмтеатра
Справка «Горкома36»
Юрий Смышников окончил Воронежскую государственную академию искусств в 1998 году, в труппе драмтеатра с 1996 года. Лауреат областного конкурса «Итоги сезона 2008-2009» за роль Зилова в спектакле «Утиная охота» А. Вампилова. Победитель ХХIХ международного фестиваля «Липецкие театральные встречи» за роль Тартюфа в спектакле «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Лауреат областного конкурса «Браво 2016/2017» в номинации «Актёр сезона» за роль Лопахина в спектакле «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Заслуженный артист Воронежской области (2017).