В Воронеже в 2019 году начало работать новое муниципальное бюджетное учреждение «Городская дорожная служба», созданное для технического обслуживания ливневых коллекторов. С наступлением весны для специалистов предприятия началась горячая пора – прочистка системы после таяния снегов.
Вместо подрядчиков – свое
Муниципальное учреждение было создано по инициативе мэра Вадима Кстенина, который неоднократно озвучивал, что воронежская ливневка уже перешагнула рубеж, когда достаточно было только поддержания ее работоспособности, и сегодня она нуждается в серьезной модернизации.
Раньше для обслуживания ливневых сетей мэрия привлекала подрядчиков. Для этого проводились торги, и победившая организация приступала к техобслуживанию системы в конце весны, а то и вовсе летом. В то же время нормативную очистку ливневок рекомендуется проводить дважды в год: весной и осенью. На проблемных участках профилактические работы проводятся и летом.
Мы побывали на ул. 25 Января, 40, где во дворе образовалась огромная лужа.
– При исследовании участка обнаружили, что вода наполнила ливнеприемник, смотровые колодцы, а выхода воде нет, – рассказал мастер Владимир Уколов. – Значит, нужно искать, где забилась система. При помощи автомобиля-илососа мы откачиваем воду в смотровых колодцах и прослеживаем ее путь. С помощью металлоискателя уже обнаружили здесь колодец, на полметра похороненный в грунте: откопали, откачали воду. Будем искать следующий колодец.
Когда специалисты определят участок, на котором произошел засор, каналопромывочная машина под давлением воды 150 атмосфер пробьет и размоет эту преграду. За счет гидравлической силы, направляемой струями из специальной насадки, ил и песок будут двигаться к смотровому колодцу. Илосос откачает размытую грязь, и проход для воды будет открыт.
Ежедневно специалистами предприятия ведутся и профилактические работы ливневой системы. Если ливнеприемники завалены мусором, туда спускаются рабочие и в ручном режиме очищают колодец от веток, бутылок и прочих отходов, создаваемых человеком. Затем вступает в работу каналопромывочная машина, в случае сильной заиленности – еще и илосос.
Дело не только в засорах
Ливневые коллекторы в Воронеже создавались в 70-80-е годы прошлого столетия. Когда на город обрушивается сильный ливень и некоторые улицы оказываются в воде, воронежцы говорят – мол, ливневки не справляются из-за того, что забиты. Но это не совсем так.
– Ливневые коллекторы в большинстве своем работают в штатном режиме, – пояснили в пресс-службе мэрии. – Городские ливневки ни в Воронеже, ни в каких-то других городах никогда не рассчитываются на молниеносный прием воды – при залповом выбросе (сильных кратковременных ливнях) выпавшие осадки, естественно, и не могут моментально уйти в ливнеприемники. Но, как правило, даже на самых проблематичных участках (в основном – низинах) это происходит в течение нескольких часов, если в тех местах есть ливнеприемники. Например, если дома в раковину залпом вылить ведро воды, она тоже уйдет не сразу, а через какое-то время. Аналогично работают и ливневки.
Кроме того, стоит отметить, что увеличение объемов воды связано еще и с изменившимся ландшафтом города, который теперь практически весь покрыт асфальтом и плиткой, в котором ежегодно растут новые жилые кварталы. В то время, когда ливневки проектировались, предполагалось, что немалая часть воды будет отводиться естественным способом, то есть впитываться в землю. Из этого рассчитывалась и их пропускная способность. Теперь же воде уходить в землю практически негде, и она вся устремляется в коллекторы.
Именно поэтому Вадим Кстенин, инициируя создание предприятия, отмечал, что главная задача МБУ состоит в том, чтобы работать на перспективу:
– В 2019 году должна появиться программа развития ливневой канализации. Это то, что у нас в городе отсутствует и чего никогда не существовало.