2024-12-25

Потанцуем с Мандельштамом: в Воронеже покажут авторский спектакль на стихи поэта

Тело в состоянии быть ярким выразительным средством: по движениям можно прочесть настроение, показать отношения между людьми, оно способно расшифровать образы и даже декламировать публике стихотворения. Не верите?

Тело в состоянии быть ярким выразительным средством: по движениям можно прочесть настроение, показать отношения между людьми, оно способно расшифровать образы и даже декламировать публике стихотворения. Не верите?

Авторский танцевальный спектакль по «Воронежским тетрадям» Осипа Мандельштама на авангардную музыку Романа Дубинникова поставила режиссер и хореограф Екатерина Липка. Премьера состоится в стенах Дома офицеров (в Доме молодежи на проспекте Революции, 32) в пятницу, 25 февраля. Начало в 20.00.

Образная система

В первой половине ХХ века было сделано немало открытий в музыке, живописи, литературе и современном танце, рассказывает хореограф Екатерина Липка. Переплетение этих событий в единых образах – весьма интересная тема для многих танцовщиков. Екатерина обращается к поэзии Осипа Мандельштама, для которого Воронеж – место ссылки, тогда как для нее это родной город.

История не будет иметь сюжета: задействованные в спектакле три танцора исследуют образы, заложенные в строках автора, и стараются их передать так, как чувствуют. Постановка строится на ощущениях, иначе никак, уверена хореограф, ведь воспринимать Мандельштама буквально не получается.

– Осип Мандельштам, как мне кажется, очень попадает в современный танцевальный язык, ведь современный танец – тоже образная система. К тому же Мандельштам – это очень определенный ритм. Да и в танцах есть музыка, ритм и тело. С помощью своих инструментов мы можем генерировать образы в пространстве. Это идеальное сочетание, – рассказала Екатерина Липка.

Работать на 360 градусов

Спектакль «Шум времени. Мандельштам» создан специально для пространства Дома молодежи. Построенный во второй половине XIX века для Мариинской гимназии, он был и Домом Красной армии, и Домом офицеров. Это пространство до сих пор хранит следы прошедших лет. С помощью языка танца создательница хочет также исследовать то время.

Танцуя в этом историческом пространстве, артисты будут работать «на 360 градусов», тогда как в театре это возможно только в направлении зрительного зала. Постановка будет камерной, рассчитанной всего на 20 человек, а потому публика увидит все нюансы происходящего действа.

– Заметна будет каждая капелька пота, – говорит Екатерина Липка. – Мы стремимся сломать воображаемую стену, которая существует в театре между сценой и публикой.

Предстоящее событие камерное, но спектакль покажут несколько раз, предоставив всем желающим возможность его посмотреть. Кстати, премьера этой работы на театральной сцене тоже случилась – еще осенью прошлого года, но фронтальная направленность сцены не позволила артистам тогда полностью раскрыть авторский замысел.

Спектакль по Осипу Мандельштаму поставлен усилиями творческого коллектива – независимого Воронежского театра современного танца, который существует без грантовой поддержки и субсидий. В это объединение входят не только танцоры (а кастинги объявляются под каждый новый проект), но и дизайнеры, фотографы, драматические актеры.

– Мы существуем благодаря любви и вере в дело, которое творим, – говорит Екатерина Липка.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы Ермаковой