Прошедшие в четверг, 31 октября, общественные слушания, посвященные обсуждению проекта новой транспортной схемы, наглядно показали, что не все воронежцы готовы даже к таким элементарным проявлениям демократии.
Как и любое мероприятие, публичные обсуждения имеют свои правила, с которыми участников сразу же ознакомили. Для того чтобы обсуждать проект, сначала, естественно, предлагалось выслушать разработчиков – представителей ФАУ «РосдорНИИ», – ведь нередко именно основной доклад снимает часть вопросов.
Но не тут-то было – группа воинственно настроенных воронежцев стала править балом, заявив, что им «совершенно не интересно слушать, как вы работали и почему вы сделали так, а не иначе». Они буквально заткнули своим гвалтом докладчика, требуя, чтобы сразу перешли к обсуждению конкретных маршрутов, ради которых они и пришли. Та же судьба ждала и второго докладчика, который, впрочем, оказался более стойким и попытался, по меньшей мере, очень коротко рассказать о сути проекта.
А послушать его стоило бы, потому что именно в докладе прозвучали четкие объяснения, по какой причине нужно сокращать дублирующие маршруты, чем продиктованы те или иные изменения в транспортной схеме, что общественный транспорт должен учитывать интересы масс, а не единиц, и почему возможные пересадки не должны отразиться на содержимом кошелька.
Дублирующие друг друга маршруты приводят к неоправданному скоплению автобусов на остановках, что затрудняет движение – ведь наши водители не только могут выгружать и загружать пассажиров со второй, а то и третьей полосы, но даже остаться стоять там не некоторое время, пока не подоспеют движущиеся по переходу новые люди. Затем начинаются гонки, чтобы обойти автобус-конкурент и захватить себе заветного пассажира. Агрессивная езда ухудшает и без того нелегкую ситуацию на дорогах, приводит к авариям.
Важным было упоминание об увеличении подвижного состава, о пуске по магистральным улицам автобусов большой вместимости, которые смогут частично разгрузить дороги и перевозить большее количество пассажиров.
Ныне действующая схема общественного транспорта обходит стороной многие новые микрорайоны, в которых проживают тысячи человек, не учитывает движения людей к различным общественным зонам. Так, например, совершенно исключен в маршрутной сети Дворец творчества детей и юношества и Покровский храм. Добираться от ближайшей остановки до этих мест людям приходится пешком, проходя около километра.
Были и объяснения, чем неудобны слишком длинные маршруты – они крайне сложны в диспетчеризации и обслуживают разные, не связанные друг с другом пассажиропотоки. Здесь-то и прозвучало впервые объяснение, что для решения проблемы пересадок, а именно – повышающейся из-за этого оплаты, будут создаваться транспортные карты, которые позволят длинную поездку с пересадкой оплатить как одну. Замруководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров заверил, что маршрутная сеть будет меняться поэтапно, и транспортные карты планируется внедрять параллельно с изменениями сети.
Это и другие объяснения услышаны были не всеми. Как оказалось, некоторых людей вообще не интересовало, что будет с городом через пять лет, а важно было лишь «здесь и сейчас».
В штыки было встречено сообщение о возвращении городу трамваев («Мы с таким трудом от них избавились!»). Основное требование, которое упорно произносилось с мест, заключалось в нескольких словах: «Оставьте все как есть!»
С большим трудом организаторам удалось перейти к выступлениям участников. И что же вы думаете? Те самые воинственно настроенные воронежцы как-то вдруг быстро ретировались. Оставались в зале, конечно, еще несколько провокаторов, но основной нарыв все же лопнул, и люди, наконец, смогли озвучить свои предложения.
Развернулась битва за сохранение движения маршрута № 122 – пассажиры просили оставить его прежним, а не пускать по двухполосным ул. Переверткина и Старых Большевиков. Если исходить из объяснений, которые дали разработчики, то по части улицы Переверткина и сейчас ходит общественный транспорт – и это не вызывает затруднений.
Не приветствовали воронежцы сокращение маршрутов № 90 – одного из самых длинных в городе – и № 52, который предлагается «укоротить» и пустить от Тенистого до ВГУ.
Как оказалось, в большинстве своем горожан не устраивают в измененной схеме именно пересадки, за которыми стоит страх повышенной оплаты. Если бы транспортные карты уже существовали, то больше половины вопросов и проблем, озвученных на слушаниях, отпали бы.
Также в выступлениях воронежцев шла речь о маршрутах № 37, 80, 39, 88а, в первую очередь об альтернативных маршрутах.
Пенсионерка из Подгорного просила не менять маршрут 49б, который будет заезжать за пассажирами в новый микрорайон на ул. Антонова-Овсеенко. Просили открыть новые маршруты жители Репного и проживающие в районе завода «Процессор».
Ряд претензий был озвучен «с опозданием» – многие пожелания уже были внесены в измененную схему после обсуждения ее жителями города в соцсети «ВКонтакте».
Участникам слушаний была презентована интерактивная карта, с помощью которой можно проложить любой маршрут по новой схеме. Молодым поколением это сообщение было принято с воодушевлением, а вот старшее ожидаемо не вдохновило – они заявили, что не пользуются ни компьютерами, ни смартфонами.
Каждое предложение участников слушаний фиксировалось – все они будут изучены и проанализированы при подготовке третьего, финального проекта новой транспортной схемы.
Напомним, что законодательство не требует обязательного проведения публичных слушаний при создании новых транспортных схем. Обсуждения в соцсети и публичные слушания проводились по инициативе мэра Воронежа Вадима Кстенина, чтобы каждый воронежец мог высказать свое предложение, пожелание или замечание.