А ведь для Воронежа эта проблема не менее острая. По мнению священника Богоявленского храма Евгения Лищенюка, который занимается в регионе помощью бездомным людям, шелтеров, принимающих их на ночлег, в городе-миллионнике катастрофически не хватает. Поддержка требуется сотням людей, оставшимся без крова, а приют Лищенюка, к примеру, может предложить только 30 койко-мест, не считая еще шести-девяти, что отводят для паллиативных – немощных стариков, что уже не могут себя обслуживать, и людей с инвалидностью, которые получили травмы или отморозили ноги. Еще примерно столько же коек можно «собрать» по другим действующим шелтерам.
И они, особенно зимой, переполнены. Общественные деятели берут на себя обязательства по организации помощи таким людям, тогда как государство – и это закономерно – может оказать поддержку на этапе, когда у человека есть документы. И их восстановлением добровольцы тоже занимаются, после чего бездомный с паспортом претендует на проживание в интернате. Хотя и там количество мест ограничено. Впрочем, проблема бездомности лежит в плоскости комплексного разрешения, и социализация, в том числе желание вернуться в социум, ответственность, как ни странно, не только бездомного, но и наша. Среди бездомных людей есть молодые и средневозрастные, способные на труд. Но много ли желающих взять человека с улицы на работу? А вот если проявить человеколюбие, и предоставить возможность накопить средств на аренду комнатушки в общежитии, и фонды с ночлегом в это время подстрахуют? Можно ли расценивать такую форму помощи как успешное возвращение в социум или же все-таки – утопия?..