Одной из важнейших задач, поставленных перед органами государственного управления, является повышение качества жизни населения, создание комфортной среды проживания и предоставление соответствующих публичных услуг.
Именно качество жизни человека является важнейшим понятием, определяющим основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти и формирования государственной и муниципальной политики.
И одними из приоритетных задач являются вопросы качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» субъектами Российской Федерации началась работа по обеспечению получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информатизации общества. Введение федерального закона было обусловлено необходимостью сокращения административных барьеров и повышения качества и уровня жизни населения.
Вопросы перехода на оказание услуг в электронном виде были озвучены Правительством Российской Федерации еще 2015 году. Была поставлена задача сделать все процессы (процедуры или этапы) прохождения разрешительной документации на строительство максимально открытыми и понятными для застройщика. И как раз переход на оказание услуг в электронном виде является действенной мерой по устранению коррупционных рисков, сведению к минимуму непосредственного общения лиц, оказывающих услуги, и лиц, их получающих.
Развитие данное направление получило и в 2017 году.
Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, одной из которых является целевая модель «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» (далее – целевая модель).
Указанная целевая модель является одной из ключевых в вопросах повышения инвестиционной привлекательности нашего региона.
В рамках реализации целевой модели, приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 21.02.2017 № 45-01-04/31 утверждена «дорожная карта» по реализации Целевой модели на территории Воронежской области, куда вошли и мероприятия по оказанию услуг в сфере строительства (разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка) в электронном виде.
Уже начиная с 2015 года правительством Воронежской области и администрацией городского округа город Воронеж систематически проводилась работа по достижению обозначенных целей.
В настоящее время администрацией городского округа город Воронеж обеспечена возможность получения муниципальных услуг в сфере строительства (разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, градостроительный план земельного участка) гражданами и юридическими лицами в электронном виде.
Преимущества получения муниципальных услуг в электронном виде очевидны:
1) заявление может быть заполнено и направлено в любое удобное время, независимо от времени суток, выходных и праздничных дней, с домашнего или рабочего компьютера;
2) дополнительное предоставление заявления на бумажном носителе не требуется;
3) документы, предусмотренные законодательством, предоставляются при направлении электронного заявления в электронном виде;
4) исключение необходимости предоставления документов, имеющихся в распоряжении государственных органов;
5) при некорректном заполнении заявления консультации о правильности заполнения предоставляются в электронном виде;
6) сокращаются временные затраты, связанные с получением услуг;
7) информирование заявителей на каждом этапе работы по его заявлению;
8) оказание муниципальной или государственной услуги производится в приоритетном порядке: заявителю индивидуально назначается дата и время приема, о чем он уведомляется в электронном виде;
7) ликвидация бюрократических проволочек вследствие внедрения системы электронного документооборота;
8) снижение коррупционных рисков, возникающих при личном общении с чиновниками.
Средством электронного предоставления муниципальных услуг является Портал государственных и муниципальных услуг Воронежской области (http://pgu.govvrn.ru/).
Портал государственных или муниципальных услуг представляет собой информационный сайт, на котором отражен перечень предоставляемых услуг, порядок оказания всех муниципальных и государственных услуг, включая образцы необходимых заявлений и документов согласно требованиям действующего законодательства.
Существенным достоинством Портала государственных и муниципальных услуг является предоставляемая им возможность не только ознакомления с предлагаемым перечнем услуг, но и заполнения необходимых документов в электронном виде по предложенному образцу.
Для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде заявителю (физическому или юридическому лицу) необходимо зарегистрироваться на Портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
На странице департамента связи и массовых коммуникаций Воронежской области на официальном Портале органов власти Воронежской области в сети «Интернет» по адресу: www.govvrn.ru создан раздел «Электронные услуги. Методические материалы», в котором размещена информация, направленная на помощь заявителям для прохождения регистрационных процедур, а именно:
- «Инструкция по регистрации юридических лиц в ЕСИА для получения электронных услуг»;
- «Инструкция по регистрации в ЕСИА физических лиц»;
- буклет «Что дает регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)?».
Для обеспечения возможности консультирования граждан и юридических лиц указан контактный телефон специалиста.
Кроме того, на главной странице регионального Портала государственных услуг, в информационном блоке размещена информация о ЦЕНТРАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, где можно пройти полный цикл регистрации в ЕСИА для доступа к сервисам Электронного правительства.
Следует отметить, что первые шаги региональной и муниципальной власти области по созданию электронного взаимодействия с обществом и бизнесом сделаны.
Развитие современного информационного общества и прогресс информационных технологий со временем неизбежно приведут к всеобщему переходу на получение услуг только в электронном виде.
Администрация городского округа город Воронеж призывает общество и бизнес активнее включаться в процесс получения услуг в сфере строительства в электронном виде, и, возможно, тогда термин «административные барьеры» потеряет свою актуальность.