Премьера первого иммерсивного спектакля – «Наследники», который разрушает так называемую «четвертую стену», отделяющую актеров от зрителей, состоялась. Журналисту «Горкома36» посчастливилось первым погрузиться в события этой детективной драмы.
Здесь несколько локаций и несколько главных персонажей с удивительно сложными, нередко сломанными судьбами. Герои в течение всей постановки пытаются выяснить, умер ли их богатый отец и муж сам или ему кто-то помог – от этого зависит разделение наследства.
Самих персонажей трудно поделить на положительных и отрицательных, сразу же определить их слабости или изъяны. Режиссеры – Андрей Щербаков и Кристина Долгих – предлагают зрителям самим интуитивно выбрать свой маршрут, пойти за одним из героев, но в итоге – собрать сюжет по отдельным кусочкам, подобно мозаике. Предугадать развитие сюжета невозможно: подозревать в убийстве вы точно станете всех!
– Суть иммерсивного театра заключается в том, чтобы создать эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки. Это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник действия, – рассказала Кристина Долгих. – Конечно, это первый опыт такого формата представления – как для нас, так и для зрителя и даже актеров.
Играть представление, когда на тебя в упор смотрит зритель, пусть даже в обязательной маске (маски по условиям специального договора, который заключается перед показом, должны надеть все зрители. – Прим. авт.), по словам артистов, очень непросто. В таких условиях прописать мизансцены невозможно – меняется траектория движения, появляется больше импровизации. Сами условия коллективного договора придают постановке особый антураж мистики.
– Сценарий писал я, но при этом ребята подсказывали мне художественные ходы и помогали в постановке некоторых сцен, например, драки с выстрелами. Это очень важный момент взаимовыручки, мы вместе учились понимать, каким должен получиться наш иммерсивный театр. Я увидел несколько неточностей в тексте и кое-какие ошибки, которые постараемся устранить, – пояснил Андрей Щербаков.
В целом спектакль получился интересным и весьма достойным. Эксперимент удался. Но вот получился ли иммерсив? В финальной сцене все скелеты, имеющиеся в шкафу каждого героя, обнажаются. Убийца открывает свое лицо. И мозаика складывается. Но ведь цель иммерсивной постановки – настолько заинтриговать зрителя, чтобы он пришел снова и узнал, как сложилась судьба персонажа, за которым он не наблюдал. Насколько это реально здесь – с подобной жирной и однозначной финальной точкой? Может быть, эстетическая незавершенность была бы куда приятней? Учитывая, что пальчики с бутылки стирает тот, от кого мы этого не ждем. Или, возможно, признание убийцы должно быть камерным, а не общедоступным? Ведь именно наличие загадки побуждает в нас желание ее разгадывать…
Но признание – это только признание, это вовсе не значит, что так было на самом деле. И точка – вовсе не точка. Последовательную цепочку событий каждый зритель должен установить самостоятельно, чтобы разобраться в этом запутанном деле. Попробуете?