Лестницы и квартиры – порознь
Эти требования возрастают с увеличением этажности. Дома выше 28 м (9-10 этажей) считаются зданиями повышенной этажности, выше 50 м (16 этажей) – высотными зданиями.
Когда-то воронежцам и 9-12-этажные дома казались небоскребами, но еще во времена СССР город стал осваивать 16-этажное строительство.
– Уже к 2000 году в Воронеже насчитывалось около трехсот 16-этажных домов, – рассказал заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактических работ, начальник отдела надзорной деятельности регионального МЧС Роман Баранкевич. – Традиционные дома высотой до девятого этажа имеют лестничные клетки, совмещенные с лифтами и входами в квартиры. В зданиях повышенной этажности таких лестничных клеток уже не встретите. При проектировании этих домов обязательно обеспечение перехода на лестницы через воздушную незадымляемую зону (обычно лоджии).
Также проектом предусматривается дополнительная система противопожарной защиты: внутренний противопожарный водопровод и система сигнализации, которая запускает противодымную вентиляцию и систему оповещения людей о пожаре, поясняет специалист.
Проверяем «Свечку»
В офисных зданиях повышенной этажности имеются минимум две лестницы – парадная и эвакуационная (внутренняя или внешняя).
Журналисты «Горкома36» решили проверить одну из таких лестниц в легендарной «Свечке» на Заставе. В этом здании работают наши коллеги, и в былые времена, говорят, выход на эвакуационную лестницу был невозможен – на некоторых этажах двери были попросту закрыты или заставлены старой мебелью.
Мы поднялись на 12-й этаж и с удовлетворением отметили, что знаки на стенах в виде стрелок уверенно ведут нас к эвакуационной лестнице. Двери оказались открытыми на всех этажах, и даже решетка на первом – незапертой. Спуск по лестнице нескорым шагом занял около трех минут. Что ж, по крайней мере лестница в этом здании, где работают сотни человек, в отличие от некоторых торговых центров, которые экстренно проверяла прокуратура, оказалась свободной.
Первым делом – вертолеты
Согласно нормам пожарной безопасности, на ряде объектов в зависимости от высотности обязательны пожарные лифты. Эвакуационный лифт согласно СНиП 21-01-97 должен устанавливаться в зданиях, относящихся к одной из следующих категорий: любые здания высотой более 28 м, исключая многоквартирные жилые дома; многоквартирные жилые дома высотой более 50 м; детские дошкольные учреждения высотой более 5 м; больницы высотой более 5 м; специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирного типа) высотой более 5 м; спальные корпуса школ-интернатов или детских учреждений высотой более 5 м.
– Работоспособность таких лифтов в высотных домах находится под нашим контролем, их наличие предусматривается еще на уровне проектов, – заверил Баранкевич. – Они должны действовать при любых обстоятельствах, даже если во всем здании отключается электричество. На каждом этаже эти лифты имеют противопожарные двери и вмонтированы в шахты с повышенным пределом огнестойкости. Подразделения пожарных, видя возгорание на 20-25 этаже, могут использовать именно эти лифты. Они не отличаются от обычных, но при наличии специального ключа переводятся в режим перевозки пожарных, в то время как все остальные лифты блокируются на нижних этажах с открытыми дверями.
Если здание имеет высоту более 75 м (такое, например, как "Центр Галереи Чижова"), на крыше обязательна организация вертолетной площадки или площадки для аварийно-спасательных кабин. На здании первой очереди «Галереи» такая площадка имеется.
А вот сколько же именно зданий высотой более 75 м построено в Воронеже, выяснить не удалось...
Что могут пожарные
– У воронежских пожарных максимальная возможность эвакуации людей по автоматическим лестницам – с высоты 50 метров, – пояснил Роман Баранкевич. – Кроме лестниц, используются еще и специальные подъемники. В Воронеже сейчас работают три пожарные машины, оборудованные для тушения пожаров в высотных зданиях. Они рассредоточены по пожарным депо с учетом плотности застройки. Конечно, на такой город, как Воронеж, подобных машин требуется больше, но мы стараемся грамотно пользоваться имеющимися техническими возможностями.
В сети Интернет встречаются утверждения о том, что некие нормативы требуют размещения пожарных депо от высотных зданий на расстоянии не ближе чем 2 км. Верно ли это, поинтересовались мы у специалиста.
– Таких нормативов нет, – сообщил Роман Баранкевич. – Есть утвержденные методики, которые учитывают множество факторов размещения пожарных депо. Обязательно соблюдение следующих условий: в городе пожарная машина должна прибыть к месту пожара в течение 10 минут, в сельской местности – 20. Новые микрорайоны в Коминтерновском районе, где строится много высотных зданий, обслуживают две пожарные части, одна из них обеспечивает доступ спасателей на высоту до 50 метров. Мы добиваемся, чтобы здесь появилось и третье депо.
Как признаются сами пожарные, борьба даже с незначительным возгоранием в высотном здании требует специальных навыков пожарных.
– Не так давно в Железнодорожном районе Воронежа произошел пожар на 17-м этаже. Из-за нарушения правил пожарной безопасности загорелся балкон, – рассказал Баранкевич. – Наши пожарные справились успешно, хотя были определенные сложности.
Наталия ОСАДЧАЯ
Фото управления МЧС России по Воронежской области
Кстати
Без шансов на эвакуацию?
В конце апреля прокуратура Воронежской области закончила массовые проверки торговых центров и кинотеатров региона на предмет соблюдений требований пожарной безопасности.
Проверено было 255 заведений, возбуждено 242 дела об административных правонарушениях, внесено 33 представления об устранении нарушений закона. В суд подготовлено четыре иска об устранении нарушений, в том числе два – о приостановке деятельности.
Инспекция пришла к выводу, что нарушения требований пожарной безопасности обнаружены практически на каждом объекте.
Самыми распространенными оказались проблемы с запасными лестницами – загромождение путей эвакуации, хранение на лестницах горючих материалов, замки на дверях эвакуационных выходов, нарушение сроков периодической перекатки пожарных рукавов и перезарядки огнетушителей. На путях эвакуации часто отсутствуют необходимые указатели, сотрудники не знают элементарных правил соблюдения пожарной безопасности.