2024-03-28

Над пропастью в толпе: воронежский суицидолог об одиночестве, буллинге и родительском перфекционизме

По данным ВОЗ, Россия находится на третьем месте в мире по количеству самоубийств и на первом месте – по их числу среди молодых людей 13 – 22 лет.
По данным ВОЗ, Россия находится на третьем месте в мире по количеству самоубийств и на первом месте – по их числу среди молодых людей 13 – 22 лет.

Почему современные школьники все чаще оказываются у последней черты и готовы свести счеты с жизнью? Как распознать такое состояние души у своего ученика, родного ребенка, друга и помочь ему избежать фатального поступка? В этих вопросах «Горкому 36» помогает разобраться внештатный суицидолог областного департамента здравоохранения, кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и неврологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, директор АНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки», Татьяна Юрьевна Хабарова. Она стала одним из ведущих спикеров семинара «Организация работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков», который на прошлой неделе прошел в самой молодой воронежской школе №102.

фото Хабарова Т.Ю маленькой в начало.jpg- Татьяна Юрьевна, проблема сведения счетов с жизнью стара как мир. Что вас особенно настораживает в этом явлении сегодня?

- То, что на каждый завершенный суицид в России приходится 20 суицидальных попыток. То есть группа риска значительно шире статистики уже состоявшейся трагедии. И лишь пятая часть подростков, решивших свести счеты с жизнью, имеет клинические отклонения в психике. А в подавляющем большинстве это ребята, «застрявшие» в своих глубоко личных проблемах, находящиеся в депрессивном состоянии, часто не диагностированном. И 15 процентов среди самоубийц – психически здоровые люди – условная норма так называемая, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Сегодня суицид входит в первую тройку причин всей смертности среди россиян 13-22 лет.

- Исходя из вашей практики - какие сейчас самые распространенные причины подросткового суицида?

- Не буду сейчас углубляться в наследственные и биохимические предпосылки, связанные с особенностями функционирования головного мозга. Отдельно считаю важным акцентировать внимание на роли микросоциальных факторов, потому что вся, собственно говоря, жизнь, вся повседневность она непосредственно протекает в этой микросоциальной среде, поэтому на первом месте к факторам суицидального риска относят семейные конфликты, и как не парадоксально при формально благополучной семье. Это в частности родительский перфекционизм, то есть завышенные требования родителей по отношению к ребенку. И если ребенок не выполняет требования родителей, за этим следуют, как правило, реакции избегания наказания, которое в том числе может трансформироваться в суицидальные мысли и действия.

Также, это, безусловно, антипод благополучной семье – неблагополучные семьи. Семейные конфликты в таких семьях имеют иную природу, иной характер, иные проявления. Как правило, это семья в которых дети становятся объектами психологического, физического и иного насилия. Трудности семейные сочетаются с проблемами в школе и всё вместе приводит к нарастанию внутреннего напряжения и как результат всего выше сказанного – это импульсивная разрядка, как правило, часто это на фоне употребления психоактивных веществ, тогда в этом случае мы можем наблюдать суицидальные действия с мотивами протеста или мести.

И конечно, очень важно акцентировать внимание на таком факторе как буллинг или групповое преследование, «травля», психологическое насилие со стороны одноклассников. При недооценки тяжести психического состояния подростка со стороны родителей, педагогов, буллинг может стать причиной суицида, чаще демонстративного – как мотив призыва: «Обратите на меня внимание – мне невыносимо плохо!»

Этот факт может проиллюстрировать драматичный пример в одной из образовательных организаций. На перемене девочка открыла окно и выпрыгнула с третье этажа. От трагедии ее спасли лишь внешние перекрытия здания. Школьница застряла в них и не разбилась. Когда после несостоявшегося суицида психиатр спросил ее о причинах такого поступка, она ответила: «Я хотела, чтобы они замолчали!». Оказалось, что на протяжении долгого времени девочку дразнили и всячески издевались над ней одноклассники, но со стороны эта атмосфера как-то не привлекла внимание взрослых.

Или еще пример: девочка, 16 лет проживает с бабушкой, отцом и его сожительницей. Отношения с мачехой сложные. Родная мама живет неподалеку, страдает алкогольной зависимостью. Старшая сестра работает в Арабских странах танцовщицей. Знакомые ребята часто называют девочку «дочь алкоголички», «сестра проститутки». В беседе с двоюродной сестрой девочка неоднократно говорила о том, что хочет «наглотаться таблеток».

- Если ситуация с ребенком настораживает - что можно предпринять?

- Если вы узнаете, что ваш ученик не желает жить, и проявляет суицидальное поведение, то первое на что необходимо обратить внимание – это на ваше собственное состояние, как вы реагируете на это заявление подростка, какие у вас появляются мысли, чувства, импульсы к действию – это очень важно! Почему? Потому что помочь можно только в том случае, если в плане собственного самочувствия вы находитесь на ступенечку выше, чем тот человек, который находится в депрессии, в отчаянии, в апатии, в кризисе.

Ведь дело в том, что человек, который находится в кризисе, он не может позаботиться о себе должным образом, он не может получить то, что ему нужно – удовлетворить самую важную свою потребность – ВЕДЬ СУИЦИД – ЭТО ПРОСТО ПРИЗНАНИЕ СВОЕГО БЕССИЛИЯ И ПОРАЖЕНИЯ.

Поэтому очень важно, чтобы наше внутреннее состояние и определенная уверенная позиция по отношению к суициденту, была свободной от гнева, ярости, отчаяния, страха и, конечно же, от обвинений – худшее, что можно сделать в этой ситуации, так это стыдить, обвинять, призывать к совести – потому что это всё обращено к разуму, а человек в кризисе, он исключительно «в чувствах сидит», причем в чувствах отрицательных, как капкан держащий в своих тисках. Кроме того, очень важно не спасательствовать, потому что суициденты очень четко распознают тех, кто пытается их спасать и эта позиция, также как и осуждение вызывает у них резкий протест и отторжение. Им не это нужно, им нужно чтобы их заметили, услышали, поняли, что с ними происходит, ведь понимание – это разделение с человеком его реальности.

к суициду 2.jpg

Также следует отметить, что невозможно помочь человеку не принимая во внимание все обстоятельства, которые вызвали у него такое состояние, подтолкнули к мысли о суициде. Конечно, мы узнать всего не сможем, но попытаться учесть, что происходит в разных сферах его жизни – это вполне реально. Отношение в семье, в классе, в личной сфере (в отношениях с противоположным полом), отношении к самому себе – самооценка, сопутствующие обстоятельства, то есть, что случилось накануне, что происходило в последние месяцы, желательно про это узнавать, тогда будет больше шансов эффективно помогать суициденту.

Ещё одна точка приложения наших сил, нашего внимания – это окружение подростка, потому что есть наследственные моменты, когда в семейной системе были или есть самоубийцы, алкоголики, наркоманы, когда были люди, которые на генном уровне или в качестве психологического примера передали этому человеку такой способ справляться с трудностями, низкую толерантность к стрессу.

Кроме того, человек «не живёт в пустыне», у него есть близкие люди, которые в данный момент жизни его окружают, было бы здорово узнать, кто для него является авторитетной фигурой, кого он по-настоящему любит, кто для него значим. Если вы будете представлять, кто окружает человека и к кому он искренне привязан – это будет для него мощным ресурсом.

- Так как же быть?

- Понять и принять его реальность. Очень важно в это время общаться честно. Можно спросить напрямую: «При каком условии ты останешься жить? Что должно произойти, чтобы ты этого не сделал?».

И если вы его спрашиваете, если вы затрагиваете эту тему смерти, мысли о смерти, нежелании жить, невыносимости всего, что происходит для человека – то вы даете возможность ОЗВУЧИТЬ то, что у него «проживает» внутри, а значит выпустить, подснизить градус страха, напряжения, боли, отчаяния и когда он это проговорит вслух – желание жить чуть – чуть усилится в нем, а нежелание жить – уменьшится. Ведь в суициде много одиночества, и в этом месте подростку важно дать понять, что он не один в своей ситуации, что есть человек, на которого он может опираться.

Еще есть хороший способ уже профилактики суицидальных состояний – это помощь другим людям. Например, посещение детского хосписа на базе Областной детской клинической больницы №2, волонтерская помощь для многих становится колоссальным переворотом мировоззрения, помогает осознать ценность любой – в том числе и своей жизни.

Что может подтолкнуть:

Алкоголь, наркотики

Физические недостатки

Серьезные проступки

Насилие и притеснение со стороны

Деструктивные группы в соцсетях и молодежных течениях, религиозные секты

Несчастная любовь

Одиночество

Отсутствие интересов, хобби

Проблемы в учебе, особенно при «синдроме отличника»

Вовремя разглядеть:

Стремление к уединению, подавленность

Потеря интереса к любимым занятиям

Высказывания о нежелании жить («скорей бы уж все закончилось», «вам без меня будет лучше»)

Возбуждение, озлобленность, нетерпеливость

Изменение аппетита

Лишком раннее пробуждение или наоборот – подъем гораздо позднее, чем прежде

Резкое изменение в соблюдении правил личной гигиены

Повышенный травматизм

Стремление к рискованным действиям

Интерес к литературе, музыке с темой смерти и ее изображение в своем творчестве

Символическое прощание с близкими

Смена аватара в соцсетях

Единый детский телефон доверия 8-800-20-00-122

Горячая линия, телефон доверия воронежского областного клинического психоневрологического диспансера 271-53-50
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ