17 июня в Воронеже демонтировали 10-метровый памятник поэту Алексею Кольцову на Советской площади. Демонтаж связан с реновацией площади, к которой, как и обещали городские власти, приступили сразу по окончании Платоновского фестиваля.
В следующем году памятник нашему земляку должен появиться на Кольцовском бульваре – в месте пересечения улиц Кольцовской и Плехановской. Раньше здесь располагались торговые павильоны. Перед установкой необходимо будет создать фундамент и подготовить площадку, поэтому на одноименной улице поэт появится только через год.
Перед демонтажом точный вес памятника не был известен: по разным данным каменное изваяние весит от 50 до 80 тонн. Памятник выполнен из блоков серого гранита.
Первоначально Кольцов стоял на возвышении, напротив Покровского храма, устремляя свой взгляд на воронежское водохранилище. В 1997 году его перенесли подальше от собора по просьбе епархии. Но демонтаж не обошелся без происшествий – порвались тросы. К счастью, объект не повредился.
По-видимому, именно это обстоятельство и не давала покоя специалистам при нынешнем разборе памятника – положение тросов меняли постоянно, ища оптимальный безопасный вариант, более всего опасаясь за голову, которая не является единой с гранитной глыбой. Кстати, когда после нескольких попыток верхняя часть памятника все-таки была спущена на землю, строители отметили: на шее виден шов, голова чем-то прикреплена.
Памятник Кольцову появился в Воронеже в октябре 1976 года. Авторы – скульптор Петр Бондаренко и архитектор Игорь Савичев. Народный художник СССР Бондаренко известен такими работами, как барельефы «В. И. Ленин и И. В. Сталин — основатели и руководители Советского государства», памятник В. И. Ленину в Севастополе, Ленинский мемориал в Ульяновске, памятник Ю. А. Гагарину на Ленинском проспекте в Москве.
Художественное исполнение монумента Алексею Кольцову некоторым воронежцам не очень нравится. В городе живет устойчивый миф, что первоначально это был памятник Сталину. После смерти вождя практически все его памятники и бюсты исчезли в стране едва ли не за одну ночь. А в 70-е годы в Воронеж попал один из этих памятников, которому просто заменили голову. Нельзя исключить, что в этом мифе есть здравое звено. Во-первых, это памятник-глыба, что больше соответствует увековечиванию отца народов, во-вторых, Кольцов одет в воинскую шинель. Ну и, наконец, поэт держит согнутой в локте левую руку именно так, как держал свою усохшую левую руку Сталин. К тому же творчеству лауреата Сталинской премии скульптору Бондаренко больше свойственны идеологические работы.