2024-12-22

«Подработка» на износ: почему таксисты в Воронеже пытались бастовать

С 3 по 5 декабря часть воронежских водителей Яндекс.Такси заявили о поддержке всероссийской забастовки таксистов, работающих по заказам крупного интернет-агрегатора. Таксисты требовали изменения ряда условий работы и бойкотировали заказы.
С 3 по 5 декабря часть воронежских водителей Яндекс.Такси заявили о поддержке всероссийской забастовки таксистов, работающих по заказам крупного интернет-агрегатора. Таксисты требовали изменения ряда условий работы и бойкотировали заказы.

Услуги Яндекс.Такси относятся к сегменту эконом-класса. Однако воронежцы, пользующиеся такси регулярно, не могли не заметить, что в разное время дня одна и та же поездка обходится в неодинаковые суммы – в обед вы могли проехать за 70 рублей, а через несколько часов эта же поездка обходится уже в 300 – не такой уж и «эконом».

На самом деле все дело в алгоритмах, по которым работает агрегатор, ведь Яндекс.Такси – не автопарк, а всего лишь информационный сервис, выступающий посредником между водителем и пассажиром. Но правила диктует он.

В программу агрегатора заложены следующие условия – при росте спроса растет цена на поездку. Исходя из этой формулы, российские водители, работающие в системе, время от времени стали устраивать бойкоты, которые приводили к кратковременному скачку таксомоторных тарифов. Таксисты объединялись и переставали принимать заказы в оговоренный промежуток времени, обычно в часы пик. Происходило резкое превышение спроса над предложением, и цена поездки росла.

Сейчас, заявляют таксисты, цель бойкота – не получение кратковременного заработка, а шанс быть услышанными агрегатором. Поясним, что Яндекс.Такси с физлицами не работает, а заключает договоры с юрлицами и ИП, а те, в свою очередь, уже нанимают водителей. Так что уволить или оштрафовать водителей агрегатор не может.

- Чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги, нужно находиться в машине часов 16, - рассказал один из участников забастовки. - Человек же, который выходит на 8-10 часов, не успевает получить заказы по нормальной цене, а возит пассажиров за копейки. После расплаты с парком и агрегатором, мойки машины, заправки такой водитель остается с 500-700 рублями.

Есть еще одна особенность поездок, которая возмущает водителей. Цену поездки назначает робот, выбирая «оптимальный» маршрут и рассчитывая, сколько времени автомобиль будет в пути. Автомобиль начинает движение по предложенному ему маршруту, но изменившаяся дорожная ситуация, такая как авария или окончание (начало) рабочего дня, провоцирует пробки, и вместо 15 минут везти пассажира приходится полчаса-час – но за уже оговоренные деньги. Недовольны водители и тем, что посадку сделали платной, но она включает в себя несколько бесплатных километров.

- Работа в такси превратилась не в работу, а подработку, - говорят таксисты. – Выжить при таких условиях нельзя. Мы требуем введения ровных условий, чтобы зарабатывать независимо от графика работы. Водитель должен выходить на восемь часов, как того требует законодательство. И мы не хотим задирать цену, коэффициенты могут быть, но не увеличивающие плату за поездку в разы, а в другое время - делающие ее меньше меньшего.

Таксисты требуют возврата оплаты по счетчикам, которые будут включаться, если время поездки увеличивается, роста тарифов за километр, отмены бесплатных километров в счет посадочных и т.д.

3 декабря бастующие воронежцы собирались на Остужевском кольце. По свидетельствам очевидцев, там скопилось несколько десятков машин.

Однако агрегатор в комментариях ряду СМИ неоднократно отмечал, что подобные акции никак не сказываются на работе такси – рынок услуг перенасыщен, и в часы пик дефицита машин не наблюдается.

Декабрьские забастовки прошли в Воронеже, Клину, Брянске, Твери, Казани, Подмосковье и многих других городах. Смогли ли воронежские водители обратить на себя внимание или, стоя на Остужевском кольце, вновь дали зарабатывать своим коллегам и просто вынудили пассажиров платить больше? Официальных сообщений по результатам акций агрегатор не делал.

Что же касается заявления о перенасыщении рынка: в часы пик или поздним вечером, особенно в теплое время года в пятницу-субботу бывает крайне сложно найти машину не только Яндекс.Такси, но и многих других сервисов эконом-класса. В то же время такси с более высокими тарифами всегда доступны. Это те компании, которые имеют собственный автопарк.

Наталия ОСАДЧАЯ

Кстати

Когда в конце ноября стала появляться информация о готовящейся забастовке, ряд водителей заявляли, что их вынуждают участвовать в бойкоте.

Тем временем

Вместе с кардинальным изменением маршрутной сети в Воронеже надеются и решить проблему движения общественного транспорта поздними вечерами. Проблема ночных графиков сейчас действительно существует, заявил замруководителя городского управления транспорта Максим Захаров во время прямого эфира в официальной группе правительства Воронежской области в соцсети в пятницу, 6 декабря.

– В новых контрактах с перевозчиками предусматриваются санкции за невыход на линию в ночное время. Но это вопрос сложный – работать в убыток тоже неправильно. Одно из предложений – автобусы большого класса по вечерам менять на автобусы малого класса. Пассажиров в позднее время становится в разы меньше, а стоимость километра пробега в автобусах малого и большого классов отличается в три-четыре раза, – рассказал Максим Захаров.