2024-10-12

Под Воронежем в Рамонском замке прошел фестиваль «Усадьбы Jazz»

На сей раз праздник выглядел поскромнее. По крайней мере, поначалу. Хронологически первых музыкантов собралось послушать не так много (по фестивальным меркам) людей.

Музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz», прошедший в минувшую субботу под сводами дворца Ольденбургских в Рамони, стал для Воронежа уже третьим по счету: впервые мероприятие под вывеской «Усадьбы Jazz» состоялось в нашем регионе в 2014-м. Старт, помнится, оказался мощным. На следующий год команде фестиваля удалось повторить успех, местами даже превзойдя предыдущие достижения. 

В аварийной обстановке


1.JPG
На сей раз праздник выглядел поскромнее. По крайней мере, поначалу. Хронологически первых музыкантов собралось послушать не так много (по фестивальным меркам) людей. Вероятно, дело сделала погода: народ, изнывающий под адским пеклом, целыми армиями тянулся к речке-спасительнице, протекающей неподалеку. Что ж, когда столбик термометра стремится за отметку «40», ничего лучше «музыки волн, музыки ветра» действительно не найти. 

Изрядно утомила гостей фестиваля и сама дорога в Рамонь: неслабые потоки по М4 в какой-то момент встали намертво в обе стороны. Очевидцы рассказывали о четырех авариях, встретившихся по пути из Воронежа. Когда, в конце концов, меломаны добрались до пункта назначения, выяснилось, что машины ставить некуда: скудных размеров парковка оказалась забита под завязку. В ход пошли дворы частных домов, что, естественно, вызвало праведный гнев хозяев… 

Парк, расположенный перед замком, встречал публику разноцветными палаточками с «крафтовой» едой, которая, как водится на публичных мероприятиях, шла на «ура». Приглашали гостей и «точки» с прочими завлекательными предложениями: игротека для детей и т.п. Приятно, хоть и ожидаемо: все давно в курсе, что «Усадьба» практически сразу стала общепризнанным местом семейного отдыха с развлечениями на любой вкус. 

Завтраки «аристократов»


3.JPG
Гастрономические изыски, конечно, не потрясали воображение, но и задачи такой, видимо, не ставилось. Бургеры с приготовленными на открытом огне котлетами, плов из казана и свежая шаурма вызвали живой отклик в сердцах меломанов обоих полов, всех возрастов и социальных статусов. А роль «изюминки» сыграло черное мороженое из чернослива в черном же вафельном рожке – эту диковинку обсуждали вплоть до позднего вечера, когда порции чудо-лакомства давным-давно кончились.
Работала традиционная ярмарка предметов декоративно-прикладного творчества; особенно много предлагалось женских украшений. Запомнился «прилавок со шмотом» от свежеизобретенной воронежской марки. Футболки, аксессуары и даже солнцезащитные очки – на такое в нашем городе, пожалуй, еще никто не замахивался! Москва и Питер уже несколько лет предпринимают попытки развития собственных нишевых брендов одежды и аксессуаров, а теперь вот и мы рискнули…

Подкрепившись и накупив всяких приятных мелочей, народ, ненадолго задержавшись около второй сцены под названием «Jazz club», наконец-то добрался до сцены главной, получившей имя «Аристократ». Первой в этом году «аристократкой» стала петербургская певица Женя Любич. 


Стать звездой


Госпожа Любич будто бы вернула публике 2010 год, когда мода на хипстерскую музыку только зарождалась. Именно в 2010-м незатейливый трек манерной девушки про то, что она – «simple russian girl», стал, что называется, «вирусным». Пользователи соцсетей кидали друг другу песенку, считая ее милой и довольно бессмысленной шалостью. 

4.JPG
Время, однако, расставило все на свои места. И сегодня выпустившая два сольных альбома и получившая весьма широкое признание Женя Любич – уже не «подающая надежды», а всего лишь обычная девушка-хипстер. Деланно хрупкая и рационально-тонкая. Понимающая, что какой-никакой «изюм» ее треков – подчеркнуто-интеллигентное произношение окончаний слов. Прием, опять же, изобретенный никак не Женей. 

Что в сухом остатке? Классический пример того, как мода делает человека, а не человек моду. Навскидку – сколько среди знакомых вам женщин средних лет поклонниц кофе, Бродского, сигарет, длинных платьев, нежной хрипотцы в голосе, Питера и Парижа? Так вот – можете передать каждой барышне из этого бесчисленного легиона, что у нее, при наличии перечисленных характеристик, есть все шансы стать звездой «Усадьбы Джаз». Или «Нашествия». Или «Шансона года в Кремле». Музыкальная программа такова, что исполнительница такого образца как бы случайно оказывается «своей» на любом фестивале, в любом месте, в любое время. И везде кажется чем-то тонким и стильным, на две головы выше окрестного «планктона». 

Звуки космоса


А вот кто действительно оказался на две головы выше всех – так это французы «Benjamin Faugloire Project». Да, классический набор инструментов – фортепиано, контрабас, ударные. Да, не самая экстремальная музыка – пост-боп с явным влиянием экспериментального рока. Но сколько же там свободы, черт возьми! Сколько желания ходить по территориям, где не пахано и не сеяно! После Жени Любич – натурально кислородный коктейль. Час играли – и было мало. 

Балалаечник Алексей Архиповский не являлся формальным хэдлайнером фестиваля, но многие прибыли послушать именно его. И правильно сделали: такие чудеса балалайка может творить мало в чьих руках. И ладно, что звук она выдавала отнюдь не балалаечный (это, скорее, заслуга комбиков, процессоров и прочих улучшайзеров). Важно другое: при действительно фантастической технике Архиповский отнюдь не страдает синдромом марафонца – не ставит задачу продемонстрировать все свои возможности. Он играет так, как нужно играть, как того требует естественный музыкальный ход созидаемых им же событий. Если нужна одна нота в минуту – именно одна и прозвучит. Это и есть космос: он не в моторике пальцев, а в ощущениях, импульсах. 
Закрывало фестиваль выступление звезды проекта «Голос» Мириам Мерабовой и ее группы «Мирайф». Понять, что собой представляет певица, можно было уже на саунд-чеке – умных и талантливых людей не только видно, но и слышно. Красок добавил и визуальный ряд – фестивальная сцена в вечерней подсветке смотрелась шикарно. А публика, которой  ближе к выступлению хэдлайнеров заметно прибыло, натурально отрывалась – в отличном месте, в доброй и теплой атмосфере, под прекрасную музыку. Не в этом ли и смысл фестиваля «Усадьба Jazz»?

Справка «Горкома»

«Усадьба Jazz» – ежегодный международный фестиваль под открытым небом, объединивший на своей территории джаз, фанк, world music и другие музыкальные направления. Помимо Москвы, проходит в пяти городах России: Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Екатеринбурге и Воронеже. За время существования фестиваля на его сценах выступили более 500 коллективов из разных стран мира, «Усадьбу Jazz» посетили более 250 000 человек.