Музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz», прошедший в минувшую субботу под сводами дворца Ольденбургских в Рамони, стал для Воронежа уже третьим по счету: впервые мероприятие под вывеской «Усадьбы Jazz» состоялось в нашем регионе в 2014-м. Старт, помнится, оказался мощным. На следующий год команде фестиваля удалось повторить успех, местами даже превзойдя предыдущие достижения.
В аварийной обстановке
На сей раз праздник выглядел поскромнее. По крайней мере, поначалу. Хронологически первых музыкантов собралось послушать не так много (по фестивальным меркам) людей. Вероятно, дело сделала погода: народ, изнывающий под адским пеклом, целыми армиями тянулся к речке-спасительнице, протекающей неподалеку. Что ж, когда столбик термометра стремится за отметку «40», ничего лучше «музыки волн, музыки ветра» действительно не найти.
Изрядно утомила гостей фестиваля и сама дорога в Рамонь: неслабые потоки по М4 в какой-то момент встали намертво в обе стороны. Очевидцы рассказывали о четырех авариях, встретившихся по пути из Воронежа. Когда, в конце концов, меломаны добрались до пункта назначения, выяснилось, что машины ставить некуда: скудных размеров парковка оказалась забита под завязку. В ход пошли дворы частных домов, что, естественно, вызвало праведный гнев хозяев…
Парк, расположенный перед замком, встречал публику разноцветными палаточками с «крафтовой» едой, которая, как водится на публичных мероприятиях, шла на «ура». Приглашали гостей и «точки» с прочими завлекательными предложениями: игротека для детей и т.п. Приятно, хоть и ожидаемо: все давно в курсе, что «Усадьба» практически сразу стала общепризнанным местом семейного отдыха с развлечениями на любой вкус.
Завтраки «аристократов»
Гастрономические изыски, конечно, не потрясали воображение, но и задачи такой, видимо, не ставилось. Бургеры с приготовленными на открытом огне котлетами, плов из казана и свежая шаурма вызвали живой отклик в сердцах меломанов обоих полов, всех возрастов и социальных статусов. А роль «изюминки» сыграло черное мороженое из чернослива в черном же вафельном рожке – эту диковинку обсуждали вплоть до позднего вечера, когда порции чудо-лакомства давным-давно кончились.
Работала традиционная ярмарка предметов декоративно-прикладного творчества; особенно много предлагалось женских украшений. Запомнился «прилавок со шмотом» от свежеизобретенной воронежской марки. Футболки, аксессуары и даже солнцезащитные очки – на такое в нашем городе, пожалуй, еще никто не замахивался! Москва и Питер уже несколько лет предпринимают попытки развития собственных нишевых брендов одежды и аксессуаров, а теперь вот и мы рискнули…
Подкрепившись и накупив всяких приятных мелочей, народ, ненадолго задержавшись около второй сцены под названием «Jazz club», наконец-то добрался до сцены главной, получившей имя «Аристократ». Первой в этом году «аристократкой» стала петербургская певица Женя Любич.
Стать звездой
Госпожа Любич будто бы вернула публике 2010 год, когда мода на хипстерскую музыку только зарождалась. Именно в 2010-м незатейливый трек манерной девушки про то, что она – «simple russian girl», стал, что называется, «вирусным». Пользователи соцсетей кидали друг другу песенку, считая ее милой и довольно бессмысленной шалостью.
Время, однако, расставило все на свои места. И сегодня выпустившая два сольных альбома и получившая весьма широкое признание Женя Любич – уже не «подающая надежды», а всего лишь обычная девушка-хипстер. Деланно хрупкая и рационально-тонкая. Понимающая, что какой-никакой «изюм» ее треков – подчеркнуто-интеллигентное произношение окончаний слов. Прием, опять же, изобретенный никак не Женей.
Что в сухом остатке? Классический пример того, как мода делает человека, а не человек моду. Навскидку – сколько среди знакомых вам женщин средних лет поклонниц кофе, Бродского, сигарет, длинных платьев, нежной хрипотцы в голосе, Питера и Парижа? Так вот – можете передать каждой барышне из этого бесчисленного легиона, что у нее, при наличии перечисленных характеристик, есть все шансы стать звездой «Усадьбы Джаз». Или «Нашествия». Или «Шансона года в Кремле». Музыкальная программа такова, что исполнительница такого образца как бы случайно оказывается «своей» на любом фестивале, в любом месте, в любое время. И везде кажется чем-то тонким и стильным, на две головы выше окрестного «планктона».
Звуки космоса
А вот кто действительно оказался на две головы выше всех – так это французы «Benjamin Faugloire Project». Да, классический набор инструментов – фортепиано, контрабас, ударные. Да, не самая экстремальная музыка – пост-боп с явным влиянием экспериментального рока. Но сколько же там свободы, черт возьми! Сколько желания ходить по территориям, где не пахано и не сеяно! После Жени Любич – натурально кислородный коктейль. Час играли – и было мало.
Балалаечник Алексей Архиповский не являлся формальным хэдлайнером фестиваля, но многие прибыли послушать именно его. И правильно сделали: такие чудеса балалайка может творить мало в чьих руках. И ладно, что звук она выдавала отнюдь не балалаечный (это, скорее, заслуга комбиков, процессоров и прочих улучшайзеров). Важно другое: при действительно фантастической технике Архиповский отнюдь не страдает синдромом марафонца – не ставит задачу продемонстрировать все свои возможности. Он играет так, как нужно играть, как того требует естественный музыкальный ход созидаемых им же событий. Если нужна одна нота в минуту – именно одна и прозвучит. Это и есть космос: он не в моторике пальцев, а в ощущениях, импульсах.
Закрывало фестиваль выступление звезды проекта «Голос» Мириам Мерабовой и ее группы «Мирайф». Понять, что собой представляет певица, можно было уже на саунд-чеке – умных и талантливых людей не только видно, но и слышно. Красок добавил и визуальный ряд – фестивальная сцена в вечерней подсветке смотрелась шикарно. А публика, которой ближе к выступлению хэдлайнеров заметно прибыло, натурально отрывалась – в отличном месте, в доброй и теплой атмосфере, под прекрасную музыку. Не в этом ли и смысл фестиваля «Усадьба Jazz»?
Справка «Горкома»
«Усадьба Jazz» – ежегодный международный фестиваль под открытым небом, объединивший на своей территории джаз, фанк, world music и другие музыкальные направления. Помимо Москвы, проходит в пяти городах России: Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Екатеринбурге и Воронеже. За время существования фестиваля на его сценах выступили более 500 коллективов из разных стран мира, «Усадьбу Jazz» посетили более 250 000 человек.