2024-03-29

Под Воронежем проходят бардовские фестивали – «Паруса» и «Родники»

21 июня 2019 года. Начало жаркого, солнечного дня. Ощущение предстоящего необыкновенного события. Людской гомон на берегу Воронежского водохранилища. Детские крики, беготня и возня. Звуки гитар.
21 июня 2019 года. Начало жаркого, солнечного дня. Ощущение предстоящего необыкновенного события. Людской гомон на берегу Воронежского водохранилища. Детские крики, беготня и возня. Звуки гитар. Разрастающиеся по округе разноцветные палатки. Копошащиеся вокруг них «Робинзоны» и «Пятницы». Появляющиеся там и сям плакаты с названиями разных городов и стран, районных центров области. Полевая кухня. Возведённые сцены с микрофонами и усилителями. Около них хлопоты ответственных за технику, за списки участвующих в конкурсах и концертах, за предстоящий песенный праздник, имя которому «Парус надежды». Проходит он уже добрых 24 года. Днём смотры, встречи, суета. Вечером и ночью – концертные выступления. Песни у палаток и костров. Огни фонариков. Мельтешение насекомых. Звёздное небо… С утра щебетание птиц. И снова песни и стихи… Три дня веселья, братаний, обмена впечатлениями, несмолкаемые разговоры, споры, воспоминания и новые знакомства, туристическая концертная жизнь с песнями под гитару, на природе, под «парусом надежды»…

Как всё-таки символично и правильно назвали свои фестивали авторской песни воронежцы – «Парус надежды» и «Рамонский родник». Стали они давно международными и объединяющими вокруг себя самых разных поклонников поэзии и музыки – как начинающих, только пробующих себя в этом удивительном бардовском жанре, так и уже известных в песенных кругах, маститых, становившихся лауреатами и призёрами всевозможных конкурсов, проводящихся в России и некоторых республиках бывшего Советского Союза.

Все помнят основателей движения, возникшего в послевоенное время, когда страна, едва восстановившись от колоссальных разрушений (и миллионных человеческих потерь), причинённых «цивилизованной» (фашистской) Европой, взялась за гитары и запела о вечных, волнующих всех – любви и дружбе, мечтах и надеждах, радостях и бедах, сомнениях, разочарованиях, отчаянии… и опять надеждах. Всём том, что сопровождало человека с момента осознания себя ЧЕЛОВЕКОМ.

Высокий поэтический уровень (не только лирический, но и гражданский, философский) в лучших своих песнях задали Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и Евгений Клячкин, Евгений Бачурин и Юлий Ким, Александр Галич и Михаил Ножкин, Александр Дольский, Юрий Визбор, Вадим Егоров, Александр Розенбаум… Появились и замечательные исполнители, обращающиеся к стихотворениям других поэтов и создающие силой своего таланта произведения проникновенные и незабываемые: Елена Камбурова, Жанна Бичевская, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Хочинский, Валерий Золотухин, Дмитрий Межевич, Владимир Качан… Все они по праву также считались авторами песен, поскольку, обладая тонким вкусом, являли на свет композиции самобытные и уникальные.

Последователям было непросто, ибо настоящий талант – дар редкий, необъяснимый, вырастающий в определённых обстоятельствах и условиях, способствующих его развитию. Не могут наделить песенные откровения высоким смыслом (если не хватает опыта и извилин в голове) ни хорошее владение инструментом, ни впечатляющие вокальные данные автора-исполнителя – самонадеянного, не требовательного к себе, с узким кругозором, сосредоточенного на мелкотемье, творящего в атмосфере, где взят курс на развлечение и самолюбование, где отсутствуют ориентиры и образцы, а графомания и пустяшные опыты ставятся в один ряд с произведениями, поднимающимися до уровня подлинного искусства.

Вот тут и  оказываются кстати фестивали, дающие возможность обратиться к проверенной временем «классике жанра» (почти всегда наполненной Смыслами и Сверхзадачами), и ко всему наиболее значительному, что появляется вновь. Такое обращение может явиться необходимой школой мастерства (для тех, конечно, кто способен учиться), лабораторией творческого роста, которая даёт ещё и возможность взглянуть на себя со стороны, как-то сориентироваться в пространстве. Обрести «парус», устремляющий вперёд, или припасть к «роднику», который может напоить «живой водой» – новыми впечатлениями, силами, новым качеством, обозначить более высокие цели, помочь ощутить необходимость совершенствования и ответственности перед зрительской аудиторией, внимающей автору, его мыслям и чувствам.

Сегодня авторская песня, исполняемая на русском языке, представляет собой чуть ли не рубеж обороны национальной культуры, на которую активно наступает культура иноязычная, чужеродная, со своими «ценностями», навязываемыми довольно агрессивно и изощрённо через кинематограф, телевидение, интернет, литературу, эстраду, экономику, геополитику, трактовки истории… Возникающие фестивали авторской и народной песни говорят о том, что наша потребность обращения к национальным истокам, к счастью, сохраняется, несмотря ни на что, как сохраняется и стремление людей, на одном языке говорящих, к своему объединению и творчеству.

Воронежу повезло в том, что ещё в советские годы он стал городом вузовским, не только промышленным, но и театральным, литературным, музыкальным, с огромным творческим потенциалом «физиков» и «лириков». Здесь и сегодня живёт немало энтузиастов бардовского жанра, поэтов, музыкантов, ценителей литературы, музыки, песен… Есть и педагоги, занимающиеся с подрастающим поколением (уцелевшим от тотальной западной обработки), тянущимся к отечественной «поющейся» поэзии.

Особых признательных слов заслуживают основатели воронежских фестивалей: «Паруса» – известные барды Александр Демиденко и Лариса Дьякова и «Родника» – Александр Ефремов, бард Игорь Горяинов и одна из лучших в России авторов-исполнителей Ирина Ким.

P.S. Фестиваль «Парус надежды», проходивший на берегу Воронежского водохранилища, закончился 23 июня. В июле же воронежцев и многочисленных гостей ждут новые встречи на «Рамонском роднике».

Владимир Межевитин

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ