С 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки – как отдельной части – больше нет: все задания кандидаты выполняют прямо в городе среди других участников движения.
В ГИБДД объяснили: такой подход нужен, чтобы избежать натаскиваний и механического заучивания упражнений. Будущим автомобилистам приходится демонстрировать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать навыки управления.
Посыл у реформы отличный, ведь не секрет, что уровень подготовки учеников в автошколах крайне низкий. И сразу всплыли и проблемы – например, в апреле в Воронеже из 700 человек успешно экзамен сдали лишь 50, а очередь из тех, кто хочет пересдать, растянулась на недели. По России ситуация не лучше: по официальной статистике, лишь 13,5% кандидатов в водители сдают экзамен с первого раза.
Помимо того что теперь все упражнения, которые раньше оценивали на площадке, теперь нужно выполнять в городе, появилось и еще одно новшество. До 1 апреля на экзамене по вождению было три обязательных маршрута на выбор. Кандидат в водители заранее знал расположение поворотов, парковок, знаков, опасных мест. Сейчас утверждаются участки дорог. На них инспектор будет ставить конкретные задания – куда поехать, причем разрешается охватывать большие районы, назубок там все не выучишь.
Ну и самое главное – экзамен теперь длится около 30 минут. За это время кандидата в водители можно очень тщательно проверить. Тогда как по старым правилам некоторые ученики умудрялись на практическом экзамене в городе проехать менее километра. Кстати, максимальное количество штрафных баллов осталось прежним, и это еще одна причина проваленных экзаменов: заданий больше, а возможностей для мелких ошибок осталось столько же.
За пару месяцев проведения экзаменов по новым правилам стало сразу видно, что с автомобильным образованием у нас, мягко скажем, плохо. Большинство автошкол годами занимались тем, что просто натаскивали на экзамен, именно об обучении вождению речи не шло. Наоборот, часы практики постоянно сокращались, ведь это самая затратная часть, а учеников нужно привлекать низкими ценами. Чтобы отработать пяток упражнений, этого хватало, а чтобы научиться водить в реальных условиях – нет.
Впрочем, судя по отзывам, к ГИБДД тоже есть вопросы. Инспектора тоже не до конца перестроились, поэтому многие жалуются, что требования у всех отличаются. Особенно проблемной оказывается парковка: как можно парковаться, сколько раз включать поворотник – каждый инспектор трактует этот маневр по-своему. Особый шик – выполнять упражнения на дороге без разметки, тут вообще раздолье для субъективизма.
Несмотря на печальную статистику первых месяцев, кажется, что дальше ситуация все-таки станет более позитивной: и в автошколах перестроятся для работы на новый лад, и в ГИБДД получат больше опыта в организации экзаменов. Станет ли выше уровень молодых водителей? На это тоже можно надеяться, ведь возможностей для «механической» сдачи не осталось, на машине действительно придется научиться ездить.
КСТАТИ
Согласно экзаменационному листу, чтобы получить категорию «B», нужно быть готовым выполнить следующие задания:
• постановка автомобиля на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;
• постановка автомобиля на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;
• разворот в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
• остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
• постановка параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении вперед;
• проезд регулируемого перекрестка (при наличии);
• проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при наличии);
• проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
• левые и правые повороты;
• проезд железнодорожного переезда (при наличии);
• перестроение на участке дороги, имеющей две или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
• обгон или опережение;
• движение с максимальной разрешенной скоростью;
• проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
• торможение и остановка при движении на различных скоростях;
разворот на перекрестке и вне перекрестка.